Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4
«Малыш» городского поселения Терек» Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МКДОУ Детский сад №4 «Малыш» г.п. Терек
Протокол от «31» мая 2023 г. № 4
УТВЕРЖДЕНА
Директором МКДОУ Детский сад №4
«Малыш» г.п. Терек
________________ М.А. Цирховой
Приказ от «27» июня № 27-ОД
СОГЛАСОВАНА
Заседанием Совета родителей
Протокол от «31» мая 2023 г. № 3
Парциальная программа
по экологическому воспитанию на основе
программы О.А. Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию!»
Срок реализации программы: 3 года
г. Терек, 2023 г.
Пояснительная записка
Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию» разработана в
соответствии с требованиями к содержанию обязательного минимума
образовательной области «Познавательное развитие»,
федерального
государственного стандарта дошкольного образования,
Примерной
образовательной программа дошкольного образования «Детский сад 2100» под
редакцией Д.И. Фельдштейн, Р.Н. Бунеев. Программа разработана на основе
парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!» под редакцией
Воронкевич О.А. и ориентирована на использование предложенного
Перспективного плана работы и методического обеспечения: дидактический
материал (коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы, демонстрационные
картины и динамические модели).
Парциальная программа реализуется в течение 3 образовательных лет,
принимают участие воспитанники средней группы (возраст 4-5 лет), старшей
группы (возраст 5-6 лет), подготовительной к школе группы (возраст 6-7 лет).
Периодичность занятий – 1 раз в неделю, продолжительность – 1 академический
час.
Природные навыки у детей развиваются как в процессе непосредственной
образовательной деятельности с использованием методов игры, моделирования,
так и в ходе сопутствующих форм обучения (развлечений, экскурсий, выставок,
элементарного экспериментирования, целевых прогулок), где можно закреплять
полученные знания в естественной, непринужденной форме. Что обеспечивает
системный подход к экологическому образованию и позволяет сформировать
осознанное отношение у детей к природе.
Парциальная программа способствует достижению следующих задач:
развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития
детей через решение следующих задач:
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей (а
также об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем
окружении);
- способствовать установлению первых естественных взаимоотношений
детей с миром природы, включать в посильную деятельность по уходу за
растениями;
- воспитывать добрые чувства, любознательность, переживания,
эстетическое восприятие связанные с красотой природы родного края;
- воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям,
животным)
- ознакомление с народными традициями, трудом в соответствии с
земледельческим календарем;
Новизна данной программы состоит в том, что в календарно-тематический
план внесены некоторые дополнения, в которых предусматривается:
- валеологическое просвещение дошкольников (развитие представлений о
здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры,
здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах
заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в
непредвиденных ситуациях, способах элементарной помощи).
- формированию общих представлений о природе как о среде обитания
человека.
- о фактах отрицательного и положительного воздействия человека на
природу;
- формированию представлений о создании и охране человеком
заповедников, о Красной книге, содержащей сведения о редких видах животных и
растений.
Программа отражает: специфику национально-культурных, демографических
условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к
другой и продолжением дальнейшего обучения в школе, логикой внутри
предметных связей, а также с возрастными особенностями развития
воспитанников.
Программа предусматривает интеграцию образовательной области
«Познание»
1. По задачам и содержанию психолого-педагогической работы со
следующими образовательными областями:
«Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и
продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и
взрослыми.
«Чтение художественной литературы» - решение специфическими
средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы формирования целостной картины мира.
«Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о
здоровом образе жизни
«Социализация» - формирование целостной картины мира и
расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе,
государстве, мире.
«Труд» - формирование целостной картины мира и расширение
кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой
деятельности.
«Безопасность» - формирование целостной картины мира и
расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной
жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
2. По средствам организации и оптимизации образовательного процесса со
следующими образовательными областями:
«Чтение
художественной
литературы»
(использование
художественных произведений для формирования целостной картины мира)
«Музыка» и «Художественное творчество»
использование
музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для
обогащения содержания области «Познавательное развитие».
Особенностью организации учебного процесса по экологическому
воспитанию является то, что при знакомстве детей с новым материалом наряду с
другими методами используется метод наглядного моделирования, который
разработан кандидатом педагогических наук Н.Н.Кондратьевой. Использование
модели помогает развивать у детей важнейшие операции мышления, кроме того,
учебный процесс построен тремя блоками:
непосредственно-образовательная деятельность;
совместная деятельность взрослого с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
программы осуществляется один раз в год (последние 2 недели мая) путем
наблюдения за ребенком, бесед, тестов, дидактических игр.
В календарно-тематическом плане курсивом выделен новый материл.
Участие воспитанников в программе предполагает овладение ими
следующими навыками и умениями:
1. Использовать в различных видах деятельности углубленные представления
о предметах ближайшего окружения и о предметах, явлениях, выходящих
за пределы непосредственного восприятия:
- называть некоторые деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего
природного окружения, уголка природы,
- называть, что необходимо растению для роста и развития,
- называть некоторых животных: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных
ближайшего окружения,
- что такое «живое» и «неживое», названия объектов «неживой природы»,
- особенности внешнего вида, отличия по полу, возрасту,
- выделять общие и отличительные признаки растений,
- выделять видовые признаки, особенности внешнего строения, органы чувств,
размер животного,
- четко определять понятия: вода, солнце, воздух, почва, камни, песок, глина,
- выявлять систему потребностей и особенности жизнедеятельности человека
по сезонам.
2. Иметь представления о:
- сезонных состояниях и изменениях в жизни растений,
- системе потребностей растений как живых организмов и местопребывания,
- системе потребностей животных и приспособленности к среде их обитания,
- особенностях жизнедеятельности животных по сезонам,
- временах года и сезонных изменениях в неживой природе,
- внешних и внутренних органах человека, их функции выполнения.
Методы
Словесные: составление описательных рассказов, чтение литературных
произведений о природе, беседы, рассказы воспитателя.
Наглядные: экскурсии, наблюдения, прогулки, рассматривание
репродукций картин.
Практические: оформление гербария растений, сбор природного
материала, художественная деятельность.
Игровые: проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных, и
т. д.)
Содержание учебного материала
Времена года
Формировать представления детей о временах года, типичных признаках, о
сезонных изменениях в живой и неживой природе. Познакомить детей с
некоторыми свойствами воды. Учить устанавливать причины смены труда людей
в зависимости от сезонных изменений в природе.
Растения
Расширять представления детей о природе родного края. Учить детей
устанавливать взаимосвязь состояния растения от условий внешней среды.
Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для
роста растения. Систематизировать знания о процессе посадки; учить принимать
цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материал для работы,
определять последовательность трудовых действий; воспитывать дружеское
отношение к сверстникам.
Формировать представления детей о растительном мире: деревьях, травах,
грибах и ягодах, которые растут на Ямале, о нормах поведения в лесу. Дать
представление о том, что запасы на зиму делают не только люди, но и звери. Дать
знания об отличиях овощей и фруктов. Развивать умения сравнивать их по
внешнему виду и способу произрастания. Учить сравнивать комнатные растения
по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности,
количеству листьев. Развивать умение пользоваться моделями. Воспитывать
бережное отношение к комнатным растениям. Развивать познавательную
активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;
о правилах хранения и сбора, о пользе и применении.
Познакомить детей с понятием «тайга», «болото».
Животные
Продолжать знакомить с обитателями леса; учить различать животных по
внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между
обитателями леса; формировать представление о том, как дикие животные Севера
приспосабливаются к изменениям погодных условий, чем питаются, где живут
(используя модели), с сезонными изменениями в жизни диких животных. (Весной
- линька, конец спячки, забота о потомстве.) Формировать представление о
насекомых, живущих в нашем регионе, учить выделять их главные признаки,
формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Формировать
представления детей об условиях жизни знакомых птиц, об их внешнем виде, о
питании. Развивать умения узнавать птицу по внешнему виду: у всех есть клюв,
тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яиц. Развивать
умения детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.
Продолжать знакомить детей с домашними животными, обитающими в городских
местностях; закрепить характерные особенности животных в сельской местности;
воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними,
(живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботится), знания о
северном олене, о труде оленеводов. Формировать представления о том, что вода
является источником жизни.
Человек
Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде,
в саду.
Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира, умение
детей анализировать мимику человека. Познакомить детей со строением глаза,
уха. Формировать основы здорового образа жизни.
Продолжать формировать интерес к человеку.
Планируемые результаты
освоения программного материала
1.
Воспитанники получили представления об объектах неживой природы
(встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении), сезонными
изменениями в неживой природе, ознакомились с народными традициями, трудом
в соответствии с земледельческим календарем;
2. Установлены первые естественные взаимоотношения детей с природой, их
включение в посильную деятельность по уходу за растениями;
3. Сформированы такие чувства, как доброта и чуткое отношение ко всему
живому, эстетическое восприятие красоты природы, любознательность,
сопереживание.
Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности
«Добро пожаловать в экологию!»
(средняя группа 4-5 лет)
Методическое пособие: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
№
1.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Тема
Цель
СЕНТЯБРЬ
Составление описательных
Учить детей составлять описательные рассказы об овощах
рассказов об овощах и фруктах.
и фруктах, определять последовательность изложения.
Стр. 99
Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и
фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности).
ОКТЯБРЬ
Беседа о насекомых. Стр.100
Закрепить представления детей о насекомых, выделять
главные отличительные признаки, формировать знания о
том, как насекомые защищаются от врагов.
Развивать умение сравнивать, выделять общие и
отличительные признаки.
Сравнение комнатных растений - Учить сравнивать листья растения по следующим
герань и бальзамин. Стр. 101
признакам: цвет, форма, величина, количество,
расположение прожилок.
Закреплять умение пользоваться моделями.
Как поливать растение. Стр. 105 Обучать практическим навыкам полива комнатных
растений.
Наблюдение за рыбкой. Стр. 103 Закреплять представления детей о рыбах и условиях еѐ
жизни в аквариуме.
НОЯБРЬ
Беседа о изменениях в неживой
Формировать представление о том, что неживая природа
природе с приближением зимы.
приспосабливаются я к изменению погодных условий
Развивать доказательную речь.
Беседа о изменениях в неживой
Формировать представление о том, что неживая природа
природе с приближением зимы.
приспосабливаются я к изменению погодных условий
Развивать доказательную речь.
Беседа о подготовке зверей к
Формировать представление о том, что дикие животные
Модели
Картины овощей и фруктов.
Модели существенных признаков насекомых,
динамическая модель «Бабочка».
Модели признаков растений.
Модели с изображением существенных признаков
рыб.
Рассматривание картин на заданную тему.
Рассматривание картин на заданную тему.
Рассматривание картин на заданную тему.
зиме.
Стр. 106
4.
Беседа о подготовке зверей к
зиме. Стр. 106
1.
Беседа «Как живут растения
зимой». Стр.112
Беседа «Зимние забавы».
Стр.112
2.
3.
4.
1.
2.
1.
2.
Рассматривание и сравнение
воробья и вороны. Стр.114
Рассматривание и сравнение
воробья и вороны. Стр.114
Прогулка в зимний лес.
Стр. 116
Повадки зверей. Стр.116
Как узнать растение (дерево,
куст, трава). Стр. 118
Как узнать растение (дерево,
куст, трава). Стр. 118
3.
Беседа о домашних животных.
Стр. 119
1.
Беседа о домашних животных.
Стр. 119
2.
Посадка гороха в уголке
приспосабливаются к изменению погодных условий
Развивать доказательную речь.
Формировать представление о том, что дикие животные
приспосабливаются к изменению погодных условий
Развивать доказательную речь.
ДЕКАБРЬ
Обобщать и систематизировать представления детей о
приспособлении растений к сезонным изменениям.
Помочь детям установить зависимость состояния снега от
температуры воздуха. Активизировать словарь за счет слов
«тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья».
Расширять знания детей о жизни птиц зимой, их внешнем
виде, отличительных способностях.
Учить распознавать и сравнивать по описанию внешнего
вида и характерных признаков воробья и ворону.
ЯНВАРЬ
Обобщать знания о том, как зимуют звери в лесу, чем
питаются.
Обобщать знания о повадках зверей.
ФЕВРАЛЬ
Обобщать представления о типичной морфологии
растений.
Обобщать представления о типичной морфологии
растений.
Формировать представления о потребностях растений
(тепло, свет, влага, земля).
Формировать представления о домашних животных.
Учить выделять общие и специфичные признаки.
МАРТ
Формировать представления о домашних животных.
Учить выделять общие и специфичные признаки.
Развивать умение обобщать.
Систематизировать знания о процессе посадки, определять
Динамические модели приспособления животных к
зиме.
Картина «Зимний лес», набор предметных
картинок.
Картина «Зимние забавы», набор предметных
картинок.
Предметные картинки с изображением воробья и
вороны.
Предметные картинки с изображением воробья и
вороны.
Наблюдение за птицами на прогулке.
Модели следов зверей.
Модели следов зверей.
Картины по заданной теме.
Картины по заданной теме.
Знакомство с моделями признаков домашних
животных.
Знакомство с моделями признаков домашних
животных.
Картинка «Горох».
природы. Стр. 120
3.
4.
Жизнь диких зверей весной.
Стр.122
Жизнь диких зверей весной.
Стр.122
1.
Составление описательных
рассказов о комнатных
растениях. Стр. 124
2.
Составление описательных
рассказов о комнатных
растениях. Стр. 124
3.
Птицы. Стр. 125
4.
Птицы. Стр. 125
1.
Комплексное занятие
«Путешествие в весенний лес».
Стр. 126
последовательность трудовых действий.
Формировать практические навыки посадки растений.
Познакомить с сезонными изменениями в жизни диких
животных весной.
Познакомить с сезонными изменениями в жизни диких
животных весной.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные
связи.
АПРЕЛЬ
Учить последовательному и полному рассказу о
выбранном объекте.
Приучать использовать компоненты предметной модели
«растение» в качестве плана рассказа.
Закреплять умение видеть признаки общего и особенного в
растении.
Учить последовательному и полному рассказу о
выбранном объекте.
Приучать использовать компоненты предметной модели
«растение» в качестве плана рассказа.
Закреплять умение видеть признаки общего и особенного в
растении.
Обобщать представление детей о «птицах», выделять
общие (клюв, перья, яйца) и индивидуальные признаки.
Обобщать представление детей о «птицах», выделять
общие (клюв, перья, яйца) и индивидуальные признаки.
Учить соотносить изменения в природе с изменениями
жизни птиц в лесу весной.
МАЙ
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и
неживой природе.
Учить сравнивать различные периоды весны.
Серия картин «Дикие животные».
Серия картин «Дикие животные».
Рассматривание комнатных растений.
Рассматривание комнатных растений.
Иллюстрации с изображением птиц.
Иллюстрации с изображением птиц.
Мнемотаблицы, модели, картины «Времена года».
Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности
«Добро пожаловать в экологию»
(старшая группа 5-6 лет)
Методическое пособие: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
№
1.
Тема
Рассматривание и сравнение
овощей и фруктов (помидор яблоко; огурец - дыня).
ОКТЯБРЬ
1. Беседа о домашних животных.
Стр.199
2.
Рассматривание злаковых
растений (пшеница - овѐс,
ячмень - рожь). Стр. 202
3.
Рассказ педагога «Чудесное
яблоко, или «Зеркало нашей
души». Стр. 203
Беседа «Речка, реченька, река».
Стр. 204
4.
Цель
СЕНТЯБРЬ
Закреплять знания детей о характерных свойствах овощей
и фруктов. Закрепить знания детей о характерных
свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус,
особенности поверхности).
Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты (на
огороде - овощеводы, в саду - садовники)
Закрепить понятие «домашние животные». Учить
составлять описательные рассказы о домашних животных
с использованием моделей. Развивать творческое
воображение.
Учить находить признаки сходства у домашних животных
с предметами, расположенными вокруг.
Развивать логическое мышление, воспитывать чуткое
отношение к животным.
Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых
выпекают чѐрный и белый хлеб. Учить распознавать эти
растения по их характерным особенностям. Учить
отвечать на вопросы полными предложениями,
использовать выражения из загадок.
Формировать познавательный интерес к человеку.
Познакомить с органом зрения – глазом.
Учить составлять по памяти описательный рассказ о
знакомых реках. Формировать понятия о возникновении
реки, еѐ истоках. Учить сравнивать и находить различия
между двумя источниками воды. Учить сравнивать
Модели
Существенные признаки овощей и фруктов: форма,
цвет, характер поверхности, какой вкус, среда
обитания.
Существенные признаки домашних животных:
живут рядом с человеком, человек о них заботится,
домашние животные приносят человеку пользу.
Предварительная работа
Беседа об уборке хлеба, труде хлебороба,
рассматривание картин, чтение: В. Дацкевич «От
зерна до урожая».
Последовательность стадий выпекания хлеба.
Модель строения глаза.
Оборудование
Иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек,
озер, лесного родника, болота; заготовки запретных
знаков, рабочий лист «Сравни», гуашь, кисти,
1.
Рассматривание и сравнение
лисы и собаки. Стр. 207
2.
Рассматривание и сравнение
комнатных растений (герань
душистая - герань
зональная; бегония - рекс аспидистра). Стр. 209
3.
Рассказ о слухе «Самая быстрая
улитка в мире». Стр. 210
4.
Беседа «Кто живѐт в реке и в
озере». Стр.211
1.
Знакомство с волком. Стр.214
природные источники воды с предметами ближайшего
окружения. Расширять и активизировать словарь детей.
НОЯБРЬ
Уточнить и закрепить знания детей об особенностях
внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления
собаки детей об особенностях жизни этих животных (где
живут, чем питаются, как добывают пищу, как
передвигаются). Развивать умение сравнивать объекты
природы. Систематизировать знания детей с помощью
моделей. Формировать умение выделять существенные
признаки при обобщении - звери, птицы, рыбы, насекомые.
Учить правильному употреблению слов, активизировать
словарь детей.
Закреплять знания детей о комнатных растениях
(название). Родина, особенности каждого растения в связи
с местом обитания, (особенностями ухода за растениями).
Учить описывать внешний вид растения, правильно
используя названия частей растений (корень, стебель, лист,
цветок); сравнивать растения, находить общее и различия.
Закреплять знания детьми моделей, умение использовать
их при доказательстве.
Познакомить детей с важным органом чувств - ухом. Дать
понятие об основных функциях уха. Воспитывать
бережное отношение к своему здоровью.
Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озѐр.
Развивать умение классифицировать рыб. Водоплавающих
птиц, гнездящихся на берегах рек и озѐр.
Совершенствовать устную речь. Активизировать
словарный запас детей.
простой карандаш.
Модели существенных признаков зверей: тело
покрыто шерстью, четыре лапы, детенышей кормят
молоком, сенсорные модели: глаз, уши.
Строение растений: корень, стебель, лист, цветок;
сенсорные модели: форма листа, его поверхность,
размер, цвет, контур, расположение на стебле.
Строение уха.
Оборудование
Рабочие листы «На воде и под водой жизнь увидим
мы с тобой», игрушечная рыбка Ерш Ершович.
Строение рыбы: тело овальной формы, обычно
покрыто чешуей, живет в воде, есть плавники,
мечет икру.
ДЕКАБРЬ
Дать детям новые знания о волке (внешний вид, повадки,
Существенные признаки зверей: тело покрыто
образ жизни, способ охоты зимой и летом, польза и вред от шерстью, четыре лапы, есть пасть, кормит
волков). Обогащение словарного запаса словами «вожак», детенышей молоком. Модель обитания волка: лес.
2.
3.
4.
1.
2.
1.
«логово», «хищник»; активизация словарного запаса
словами «волчья стая», «настороженно»,
«подкрадываться». Развивать умение анализировать,
обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать
доказательную речь.
Знакомство с новыми
Познакомить детей с новыми комнатными растениями,
растениями (традесканция,
рассказать о правилах содержания. Закрепить знания о
узамбарская фиалка, аспарагус)
способах ухода за растениями, их размещением
Стр. 217
(светолюбивые – теневыносливые).
Беседа о снеге. Стр.218
Помочь детям установить зависимость состояния снега от
температуры воздуха. Учить способам распознающего
наблюдения. Закреплять знания о твердых и жидких
предметов, используя метод маленьких человечков
(ТРИЗ). Развивать у детей творческое воображение.
Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает»,
«снежная крупа», «снежные хлопья». Учить
анализировать.
Экологическая викторина
Закрепить знания детей о природе; вырабатывать умение
«Знатоки природы». Стр. 220
быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к
природе и бережное отношение к ней.
ЯНВАРЬ
Беседа «Растение как
Сформировать у детей представление о приспособлении
живое существо». Стр. 224
растений к среде обитания (кактус, кувшинка) к сезону
(сбрасывание растениями листьев на зиму) Закрепить
представления детей о том, что для роста растений
необходимо тепло, свет, вода, земля.
Рассказ воспитателя «Для чего
Познакомить детей с важным органом чувств - носом. Дать
нужен нос?». Стр.226
понятие об основных функциях уха. Воспитывать
бережное отношение к своему здоровью.
ФЕВРАЛЬ
Знакомство с животными жарких Расширять и углублять представления детей и диких
и холодных стран. Стр. 228
животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде.
Расширить и систематизировать представления детей об
умении животных приспосабливаться к среде обитания.
Модели способов поливки и отношения растения к
солнечному свету, модели функций отдельных
частей растения: корень, стебель, лист, цветок.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке, проведение опытов.
Материал: Баночка со снегом, фигурки маленьких
человечков, рисунки - эскизы снежинок.
Оборудование
Песочные часы, юла со стрелкой, карточки с
заданиями, жетоны за правильные ответы.
Строение растений, модель приспособления
отдельных растений к среде обитания, лилия
(кувшинка).
Модель носа.
Предварительная работа
Чтение художественных произведений: Н. Сладков
«Разноцветная земля», Ганейзер «Про жаркую
пустыню», Т. Снегирев «След оленя», И. Соколов -
Учить детей по внешнему виду животного определять
место проживания. Активизация словаря детей:
существительных (тундра, копыта, мех, жир, перепонки,
ногти, мозоли, пустыня, горбы, наросты, зрение, саксаул).
2.
«Наши умные помощники органы чувств». Стр.228
3.
Обобщающая беседа о зиме «Как
много интересного бывает
зимой». Стр. 237
1.
Итоговая обобщающая НОД «У
нас в гостях животные». Стр.241
Сформировать у детей представление о различных
средствах и способах познания окружающего мира. Учить
понимать, что правильное восприятие предмета является
необходимых для дальнейшей деятельности. Закреплять у
детей знания о необходимости тщательного ухода за
нашими органами чувств, о соблюдении правил личной
гигиены. Развивать умение детей анализировать мимику
человека, называть эмоциональное состояние человека.
Пополнять словарный запас детей за счет качественных
прилагательных (сладкий, горький, громкий, вкусный и
т.д.), работать над интонационной выразительностью,
связностью речи, учить составлять связный рассказ по
опорным картинкам.
Сформировать обобщѐнное представление детей о зиме,
состоянии неживой природы (солнце как источник света и
тепла, характер почвы, состояние воздуха), состоянии
живой природы - растительный и животный мир.
Развивать познавательную активность детей: учить
устанавливать причинно - следственные связи, умению
использовать модели в познавательной деятельности.
МАРТ
Активизировать знания детей о животных. упражнять в
умении обобщать животных по существенным признакам
(звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных
существенным признакам. Учить видеть сходство и
различия между разными группами животных, знать
повадки. Развивать логическое мышление, умение
отстаивать свои суждения. Развивать ориентацию, умение
с помощью мимики и пантомимы передать образ
Митиков «Лоси». Рассматривание картин» «Семья
белых медведей», «Лоси в зимнем лесу»,
«Верблюд», «Слоны».
Модели
Существенные признаки зверей.
Органы чувств: рот, нос, глаза, уши, ладонь.
Оборудование
Картинки с изображением зимующих птиц.
Модели
Строение дерева, погодные явления зимой: снег,
лед; приспособление животных к зиме.
Оборудование
Мягкие игрушки: слон, ворона; картинки с
изображением домашних, диких, хищных и
травоядных животных.
Модели
Признаки домашних и диких, хищных и
травоядных животных.
животного.
Закреплять знания детей об условиях, необходимых для
роста растений об уходе за ними. Воспитывать у детей
интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными
растениями.
Выявить различия в употреблении пищи животным и
человеком. Объяснить детям, почему необходимо
обрабатывать сырую пищу. Закреплять сведения о том, как
первобытный человек добывал и употреблял пищу.
2.
Черенкование комнатных
растений. Стр. 243
3.
«Что и как человек ест». Стр.243
4.
Рассказ педагога «Муравьисанитары леса». Стр.246
1.
Экологическая сказка «Ручеек».
Стр.246
2.
Экологическая сказка «Ручеек».
Стр.246
Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.
Развивать познавательные способности детей. Учить
бережному отношению к живой и неживой природе.
3.
«Доктора леса». Стр. 252
Формировать умение находить взаимосвязь между
изменениями в неживой и живой природе. Закрепить
знания детей о птицах, которые помогут сохранить лес от
вредных насекомых. Упражнять в умении
классифицировать птиц по принципу «зимующие –
перелетные». Воспитывать заботливое отношение к
птицам. Развивать зрительную память. Закрепить
усвоение соотношение целого и части, закрепление
понятия квадрат и прямоугольник. Продолжать работать
Углублять знания детей о муравьях, их образе жизни.
Сформировать представление о роли муравьѐв в жизни
леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям.
АПРЕЛЬ
Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.
Развивать познавательные способности детей. Учить
бережному отношению к живой и неживой природе.
Модели
Трудовой процесс по черенкованию растений: цель
труда, материал, инструменты, трудовые действия,
результат.
Предварительная работа
Наблюдение за животными: кошками, собаками
(кормление). Заучивание потешек, пословиц о
навыках еды, культуре поведения во время еды,
гигиенических навыках. Беседа о том, как
первобытные люди добывали себе еду.
Оборудование
Картинки с изображением продуктов питания.
Оборудование
Картина на тему «Муравьи за работой».
Модели:
Признаки весны: яркое солнце, сосулька, прилет
птиц, веточка с листьями, зеленая трава,
насекомые.
Модели:
Признаки весны: яркое солнце, сосулька, прилет
птиц, веточка с листьями, зеленая трава,
насекомые.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы, наблюдение
за птицами в природе, загадки о птицах.
Оборудование
Иллюстрации, картинки с изображением птиц,
мнемотаблицы к стихотворению, модель
проталины, игра «Сложи квадрат», системный
оператор, проигрыватель модели «Весна».
Модели
4.
«Доктора леса». Стр. 252
1.
Заключительная беседа о весне.
Стр. 258
над дыханием, дикцией, интонационной
выразительностью.
Формировать умение находить взаимосвязь между
изменениями в неживой и живой природе. Закрепить
знания детей о птицах, которые помогут сохранить лес от
вредных насекомых. Упражнять в умении
классифицировать птиц по принципу «зимующие перелетные». Воспитывать заботливое отношение к
птицам. Развивать зрительную память. Закрепить
усвоение соотношение целого и части, закрепление
понятия квадрат и прямоугольник. Продолжать работать
над дыханием, дикцией, интонационной
выразительностью.
МАЙ
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и
неживой природе. Продолжать формировать умение
находить связи между изменениями в живой и неживой
природе. Развивать умение сравнивать различные периоды
весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение
детей к природе. Развивать логическое и системное
мышление.
Признаки весны, существенные признаки птиц.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы, наблюдение
за птицами в природе, загадки о птицах.
Оборудование
Иллюстрации, картинки с изображением птиц,
мнемотаблицы к стихотворению, модель
проталины, игра «Сложи квадрат», системный
оператор, проигрыватель модели «Весна»
Модели
Признаки весны, существенные признаки птиц.
Предварительная работа
Наблюдение в природе, опыты, беседы о весне,
чтение художественной литературы.
Оборудование
Иллюстрации, картинки с изображением весны,
животных, птиц, мнемотаблица к стихотворению
«Ударил гром 12 раз», системный оператор.
Модели
Существенные признаки весны, модели зимующих
и перелетных птиц, проталина.
Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности
«Добро пожаловать в экологию»
(подготовительная группа 6-7(8) лет)
Методическое пособие: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
Месяц
Сентябрь
Неделя
1
Тема занятия
Материал, модели
«Путешествие Колосья зерновых культур
колоска»
(рожь, пшеница), модели
Программные задачи
Закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают
белый и черный хлеб. Развивать умение различать растения по
процесса выращивания
колосьев и изготовление
хлеба.
Октябрь
2
«Посещение
кафе «Дары
осени»
Блюда из овощей и
фруктов.
1
Как растения
готовятся к
зиме
Способы распространения
семян, сезонные изменения
окраски листьев.
2
Унылая пора!
Очей
очарованье!
3
Воздух и его
свойства
(опытноэксперимента
льное)
Как и для
чего человек
дышит
Модели признаков осени,
«Для чего дереву листья?»,
репродукции картин,
кроссворд для каждого
ребенка.
Дневник занимательных
экспериментов.
4
Схема с изображением
дыхательной системы
человека, стаканы с водой,
трубочки для коктейля, не
надутые воздушные
шарики.
характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен).
Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнивать
с тем, как его изготовляли раньше. Развивать умение составлять
описательные рассказы с опорой на наглядные модели. Активизировать
словарь детей: «борона», « сеялка», « плуг», «комбайн».
Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять
детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах.
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в
единственном и множественном числе. Познакомить с технологией
приготовления блюд из овощей и фруктов.
Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью,
о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых
растений. Показать способы приспособления семян к распространению.
Развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием
растений и условиями среды; выявлять причины происходящих
изменений. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова
с помощью суффиксов ( клен - кленовый). Познакомить детей с трудом
взрослых осенью в парке по уходу за растениями.
Закрепить представления детей о «золотом периоде» осени. Развивать
умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и
изменениями в жизни растений и животных. Развивать умение составлять
описательные рассказы по картинам. Развивать умение видеть
поэтическую красоту золотой осени.
Показать способы и приемы обнаружения воздуха. Познакомить детей со
свойствами воздуха (воздух есть всюду, его можно сжимать, воздух имеет
вес). Объяснить значение воздуха в жизни человека. Формировать у детей
навыки исследовательской деятельности. Расширять и активизировать
словарь детей. Воспитывать любознательность.
Познакомить детей с дыхательной системой человека. Продолжать
развивать умение детей рассуждать, анализировать, делать выводы и
отражать их в речи. Продолжать воспитывать познавательный интерес к
человеку.
Ноябрь
Декабрь
1
Путешествие
в осенний лес
Модели приспособления
животных к зиме,
силуэтные изображения
зверей, два симметричных
пятна, фишки.
2
Для чего
Картинки с изображением
растению
разнообразных растений
нужны семена (знакомые детям травы,
кусты и деревья).
3
Путешествие
капельки
«Маленькие человечки»
(ТРИЗ), картина,
изображающая круговорот
воды в природе.
4
Зачем
человеку
желудок
Строение пищеварительной
системы человека.
5
Экскурсия в
зимний парк
1
Клуб
знатоков леса
Существенные признаки
птиц, животных и
насекомых.
2
Путешествие
мамонтенка
Существенные признаки
птиц, рыб, зверей и
насекомых.
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить
устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой
воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и
приспособлением их к зиме. Обогащать и активизировать словарь детей за
счет слов, обозначающих осенние явления природы. Развивать творческое
воображение.
Закрепить представления детей о том, что семя - конечная стадия роста
растения, оно необходимо для начала жизни нового растения.
Формировать у детей представления о распространении семян растения.
Обогащать словарь детей: «семенная кожура», «семядоли», «зародыш».
Развивать наблюдательность. Внимание, зрительную память.
Формировать представления детей о круговороте воды в природе.
Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные
связи. Активизировать, обогащать словарь детей существительными,
прилагательными и глаголами соответственно теме. Воспитывать у детей
бережное отношение к воде.
На уровне элементарных представлений познакомить детей с желудком,
его функциями и значением для жизни. Расширять и активизировать
словарь детей. Воспитывать у детей бережное отношение к своему
здоровью.
Формировать представления детей о лесе как сообществе растений и
животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность
парка (деревья, кусты, травы). Сравнить экосистемы «парк» и «лес» (что
общего, чем отличаются). Учить подбирать точные слова и правильные
грамматические формы для выражения своих мыслей. Воспитывать у
детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к
восприятию зимнего пейзажа.
Формировать у детей умение применять на практике знания о
приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Развивать
умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать
причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь.
Закреплять умение детей классифицировать животных. Развивать
умственные операции: анализ, сравнение, обобщение. Учить придумывать
рассказы, стихотворения, загадки о животных, развивать речевое
Январь
Февраль
3
Для чего
человек ест?
Строение пищеварительной
системы, схема.
4
Как живут
наши
пернатые
друзья зимой.
Север царство льда
и снега.
Существенные признаки
птиц, модели питания птиц,
картинки зимующих и
перелетных птиц.
Картина-модель «Север»,
модели приспособления
животных к зимним
условиям, модель
термометра, модели
пищевые цепочки, карточки
с заданиями.
Модель вращения Земли
вокруг Солнца, модели
состояния погоды в
зависимости от активности
Солнца.
Модель строения сердца.
1
2
Что такое
огонь?
3
Колыбельная
из двух слов.
4
Лес - это
живой
организм.
Этажи леса.
Модели этажи леса.
Картины.
1
Пищевые
цепочки в
лесу.
Карточки с изображением
животных, растений, птиц,
насекомых, живущих в
лесу, натуральные
творчество. Формировать познавательный интерес к животным.
Сформировать у детей представления о том, что пища необходима для
жизни человека, и об основных органах пищеварения. Закреплять в речи
названия органов пищеварения: пищевод, желудок, кишечник, язык, зубы.
Развивать познавательный интерес к строению человеческого организма.
Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами.
Развивать умение составлять рассказы с опорой на наглядные модели
существенных признаков птиц, особенностей их питания и правил охраны
птиц. Вызвать желание помочь птицам.
Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего
Севера и тундры. Показать детям как приспосабливаются растения и
животные к условиям северного климата. Развивать доказательную речь,
умение сравнивать.
Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы. Показать
необходимость огня как условия жизни людей на Земле. Обогащать
словарный запас детей: «трут», «кремень», «огнедышащий вулкан».
На уровне элементарных представлений познакомить детей с самым
важным органом человека - сердцем. Расширять и обогащать словарный
запас и кругозор детей - подпор прилагательных к слову «сердце».
Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму.
Сформировать у детей понятия «этажи леса», выявив взаимосвязи между
строением живого существа, питанием и его местом обитания. Развивать у
детей элементы экологического сознания. Пополнять и активизировать
словарный запас детей на основе углубления знаний о лесе, его
обитателях и их образе жизни.
Закрепить знания детей о взаимосвязях в экосистеме «лес». Сформировать
представления о пищевой зависимости обитателей леса. Развивать умение
выстраивать пищевые цепочки в лесу. Развивать доказательную речь,
умение составлять описательные рассказы с опорой на наглядные модели.
2
3
4
Март
1
2
3
4
предметы и муляжи,
стрелки для составления
«цепочек», модели неживой
природы.
Как животные Модели приспособления
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных
приспособили зверей к зиме.
к зимним условиям. Развивать умение устанавливать связь между
сь к зиме.
особенностями поведения и условиями среды обитания животного.
Продолжать обогащать и активизировать словарь детей за счет слов,
обозначающих жилище зверей, их повадки, внешний вид и особенности
поведения.
Если хочешь
Модели приготовления
Закрепить представления о приспособляемости человека к зимним
быть здоров!
человека к зиме, причин
условиям. Формировать у детей представления об использовании
возникновения простудных факторов природной среды для укрепления здоровья. Учить подбирать
заболеваний, мероприятий
точные слова и правильные грамматические формы для выражения своих
по закаливанию, правил
мыслей. Познакомить детей с правилами поведения при заболеваниях.
поведения при заболевании.
Как
Модель увеличения
Систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.
поссорились
светового дня
Активизировать словарь детей: «капельник», «зимобор», « протальник».
март и
Развивать умение детей объяснять смысл примет пословиц о весне с
февраль
использованием моделей. Воспитывать интерес к народному календарю.
Комнатные
Систематизировать знания детей о комнатных растениях и способах ухода
растения за ними. Закрепить знания детей о разных способах размножения
спутники
растений. Развивать доказательную речь, умение сравнивать, делать
нашей жизни.
выводы. Воспитывать интерес к народному календарю.
Загадки
Географическая карта
Обобщить представления детей о типичных экосистемах. Развивать
природы
России, набор предметов,
умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме.
необходимых для
Совершенствовать связную речь. Воспитывать умение правильно вести
путешествия, модель
себя в экосистеме.
«Загрязненная река».
Как растет
Картинки с изображением
Учить различать возрастные и половые особенности по внешнему виду
человек
людей разного возраста,
человека. Совершенствовать связную речь. Расширять словарный запас
карточки для составления
детей за счет слов, обозначающих родственные отношения в семье.
родословного древа.
Показать детям значение семьи в жизни человека.
Весенняя
Гербарный экземпляр
Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе растений
экскурсия в
лесопарк
Апрель
Май
1
Почему земля
кормит?
2
Кто такой
человек?
3
Зеленая
аптека
4
Весенние
заботы птиц
1
Строим
экологически
й город
2
Повторение
пройденного
материала
раннецветущих растений.
и животных. Понаблюдать за изменениями в природе в середине весны,
посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек на
деревьях. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов,
обозначающих весенние изменения природы. Сформировать навыки
правильного поведения в природе.
Глобус, семена овса, разные Познакомить детей с компонентами. Которые входят в состав почвы.
виды почв.
Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, связанных с
весенними посадками. Воспитывать познавательный интерес и навыки
исследовательской деятельности.
Модели всех групп
Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и
животных, модели,
растительным миром, выделяя их существенные признаки. Развивать
отличающие человека от
умение детей самостоятельно высказывать свои суждения на тему,
животных.
предложенную воспитателем, используя личный и литературный опыт
(составление рассказа-суждения «Я человек, потому что …). Воспитывать
отношение к человеку как к естественному объекту природы.
Картинки с изображением
Познакомить детей с основными лекарственными растениями.
лекарственных растений.
Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их
роли в жизни человека. Развивать речевую активность детей при описании
лекарственных растений, умение анализировать, рассуждать, делать
выводы при разгадывании загадок на данную тему.
Картинки с изображением
Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц
птиц, календарь прилета
весной, учить устанавливать связи между сроком прилета птиц и
птиц.
наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои
гнезда, заботятся о птенцах. Активизировать словарь детей за счет слов,
обозначающих поведение птиц: «вить», «щебетать», «гнездиться»,
«нахохлиться», «курлыкать», «порхать».
Модели с изображением
Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды,
разных уголков Земли,
необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать
дерево без листьев, листья
последствия своих действий. Расширять словарный запас. Развивать
и цветы.
связную и выразительную речь. Воспитывать гуманное отношение к
природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Повторение и закрепление пройденного материала.
Литература для педагогов:
1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»,
разработанная преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.
Герцена.
3. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова
Конспекты занятий в старшей
группе детского сада (Практическое пособие для воспитателей и методистов
ДОУ) ТЦ «УЧИТЕЛЬ» Воронеж 2018г.
4. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина
Сценарии занятий по
экологическому воспитанию. МОСКВА «ВАКО» 2019г.
5. Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми. ТЦ «УЧИТЕЛЬ.
Воронеж 2019г.»
6.В.М.Петров, Г.Н. Гришина Зимние праздники, игры и забавы для
детей. ТЦ «Сфера», 2019г.
7. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 11.СПб.:
«Детство-пресс», 2018г.
Учебная литература для детей:
1. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. О.А. Воронкевич «Добро
пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2019г.