Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4
«Малыш» городского поселения Терек» Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МКДОУ Детский сад №4 «Малыш» г.п. Терек
Протокол от «31» мая 2023 г. № 4
УТВЕРЖДЕНА
Директором МКДОУ Детский сад №4
«Малыш» г.п. Терек
________________ М.А. Цирховой
Приказ от «27» июня № 27-ОД
СОГЛАСОВАНА
Заседанием Совета родителей
Протокол от «31» мая 2023 г. № 3
Парциальная программа
по социально-коммуникативному
развитию на основе программы
Л.Л. Тимофеевой «Формирование
культуры безопасности у детей
от 3 до 8 лет»
Срок реализации программы: 2 года
г. Терек, 2023 г.
Содержание
I Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка …………………………………………………..
3
1.2.Цели и задачи реализации Программы ..…………………………….......
3
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы ...…………………
4
1.4.Возрастные особенности дошкольников ……………..…………………
6
1.5.Планируемые результаты освоения Программы дошкольниками ..…....
8
II Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в различные возрастные
периоды ………………………………………………………………………
10
2.1.1. Старшая возрастная группа …………………………………………… 10
2.1.2. Подготовительная к школе группа ……………………………………
11
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы …………………
16
3.2. Особенности организации предметно-развивающей образовательной
среды….
17
3.3. Тематическое планирование …………………………………………….
18
Приложение № 1 Календарно-тематическое планирование.
Приложение № 2 План взаимодействия с родителями
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе парциальной программы
«Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» автор Тимофеева Л.Л. с
учетом требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании Российской
Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования.
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно-правовой базы:
Конституция РФ
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от
17.10.2013 г. № 1155
СанПин 2.4.1. 3648-20 от 15.05.2013 г;
Основная образовательная программа МКДОУ Детский сад №4 «Малыш» г.п. Терек.
1.2. Цели и задачи реализации программы.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста и направлена на
формирование навыков безопасного поведения в быту.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
обеспечение овладения ребенком способами безопасного осуществления различных
видов деятельности, формирование умений, навыков необходимых для определения
тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности
выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять
саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для
себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным
ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения
предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные
последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля
общения в зависимости от ситуации;
формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для
решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в
соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять
категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных
ранее моделей поведения);
формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих
возможность выхода из опасных ситуаций;
формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной
жизнедеятельности;
формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной
деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы отбора содержания программы:
принцип научности, обеспечивающий объективность предлагаемой вниманию детей
информации; представленность в содержании программы компонентов структуры
культуры безопасности (системность содержания): соответствие основным
положениям культурологического, аксеологического, личностно ориентированного,
системно-структурного, синергетического, полисубъектного и комплексного
подходов;
принцип сбалансированности, определяющий
равнодолевое
соотношение
компонентов содержания, ориентированных на развитие когнитивной, эмоциональночувственной и поведенческой сфер личности дошкольника;
принцип комплексности, предполагающий наличие компонентов содержания,
обеспечивающих становление субъективного отношения к вопросам личной
безопасности, развитие мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и
познавательной сфер личности; становление ценностно-смыслового, ответственного
отношения к выбору и осуществлению безопасного поведения; формирование
сознания безопасной жизнедеятельности;
принцип адекватности возрастным
особенностям
(уровень
восприятия,
самостоятельности, направленность интересов и др.) на каждом этапе развития детей;
принцип событийности, определяющий возможности содержания как основы
созидательного, взаиморазвивающего общения детей и взрослых;
принцип концентричности содержания, определяющий постановку различных
задач при изучении одних и тех же разделов программы в разные возрастные
периоды;
принцип антропоцентрической
направленности
интеграции
содержания
образовательных областей, предполагающий применение знаний (навыков,
компетенций, опыта), полученных в ходе его освоения, в процессе формирования
культуры безопасности; активность ребенка в образовательном процессе.
Принципы построения образовательного процесса:
ориентация на ценностные отношения определяет профессионального внимания
педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным
ценностям (человеку, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни добру, истине, красоте;
субъектность - принцип, предписывающий педагогу максимально содействовать
развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и
миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и
своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;
принятие ребенка как данности - принцип, определяющий признание за
дошкольником права быть таким, какой он есть, ценности его личности;
предполагающий сохранение уважения к личности каждого ребенка вне зависимости
от его успехов, развития, положения, способностей;
субъект-субъектный характер взаимодействия всех участников образовательных
отношений, выбор приемов, методов и форм организации детских видов
деятельности, обеспечивающих интеллектуальную, эмоциональную, личностную
активность детей, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям
воспитанников;
природосообразность как принцип организации образовательного процесса
предполагает, что выбор форм и методов воспитания, обучения и развития детей
должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах
и видах деятельности, на основе каких механизмов в каждом возрастном периоде
происходит приобщение ребенка к культурным ценностям;
разнообразие приемов, методов и форм организации детских видов
деятельности, обеспечивающее включение в образовательный процесс и
заинтересованное участие детей с различными типологическими и индивидуальными
особенностями, уровнями сфорсированности отдельных аспектов культуры
безопасности;
учет объективных потребностей, мотивов детей (познавательный интерес,
стремление к активности, самоактуализации, самореализации в разных видах
деятельности);
построение образовательного процесса на диагностической основе, позволяющее
менять компоненты педагогической системы в соответствии с данными обратной
связи, социальное развитие каждого ребенка на основе устойчивой обратной связи
воспитательной
деятельности
с
характером
общественных
отношений,
обеспечивающих саморегулирование социальных контактов;
построение образовательной среды, способной обеспечивать весь комплекс
потребностей субъектов образовательных отношений, разнообразие вариантов выбора
оптимальной траектории развития и взросления личности; создавать мотивацию
активности, условия для самоопределения в разнообразных видах деятельности и во
взаимодействии с разными сообществами, для амплификации развития
дошкольников;
обеспечение индивидуальной комфортности для всех субъектов образовательных
отношений;
взаимодействие семей воспитанников и ДОО на основе определения объективных
оснований сотрудничества по решению задач формирования навыков безопасного
поведения.
1.4. Возрастные особенности дошкольников.
Старшая возрастная группа (5-6 лет)
Шестой год жизни ребенка характеризуется относительной стабилизацией
физиологических функций и процессов. Начинается овладение сложными видами
движений, разными способами их выполнения, требующими развитой координации
движений, ловкости. Дети быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям,
сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. Таким
образом, в старшей группе появляется возможность целенаправленного формирования
физических качеств и видов движений, определяющих физическую готовность к
осуществлению безопасной жизнедеятельности.
Источником познания, эталоном поведения в различных ситуациях для ребенка
остается взрослый, общение с ним становится вне ситуативным, приобретает форму
сотрудничества. Дети стремятся обсуждать темы, связанные с жизнью собеседника,
высказывать свое мнение, находить его подтверждение в словах взрослого. Дошкольники
испытывают потребность в уважении, понимании, в совпадении своих оценок поведения
других людей с оценками значимых для них взрослых, в подтверждении знакомых
правил. Это определяет тактику взаимодействия педагогов (родителей) с детьми в
образовательном процессе (в ходе семейного воспитания), делает актуальными различные
формы работы, предполагающие анализ ситуаций, отдельных действий людей с точки
зрения их соответствия правилам, нормам, требованиям.
Более значимыми партнерами для общения становятся сверстники, возникает
личностное отношение к ним, осуществляется выбор друзей, обладающих определенными
личностными качествами, во взаимодействии с ними у дошкольников складывается образ
самого себя. Возникают достаточно устойчивые социальные роли, для поддержания (или
изменения) которых дети прилагают определенные усилия. Старшие дошкольники учатся
по аналогии с имеющимся опытом понимать позицию другого человека, начинается
переход от эгоцентризма к децентрации. Актуальными становятся темы программы, связанные с общением людей, различными ситуациями взаимодействия.
Ведущим является наглядно-образное мышление. Активно развивается воображение,
что дает качественно новый толчок к совершенствованию всех видов детской
деятельности. На основе аффективного воображения возникают механизмы
психологической защиты. Педагогу и родителям важно поддерживать и оптимизировать
процессы развития воображения, активно опираться на него в образовательном процессе.
Также необходимо принимать во внимание гот факт, что благодаря определенному
уровню развития воображения ребенок способен приписывать свои проблемы,
отрицательные поступки другим, жить в воображаемом мире.
Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным. Возникает
произвольное и опосредованное запоминание и припоминание, хорошо развита
механическая и эйдетическая память, легче запоминается эмоционально значимая
информация. На основе развития речи, мышления, памяти, приобретающей
интеллектуальный характер, возникает способность рассуждать.
Поведение детей старшего дошкольного возраста определяется соподчинением
мотивов. В этот период важной задачей взрослых становится правильное формирование
мотивационной сферы дошкольников. Становление умения самостоятельно выделять
цель, планировать свою деятельность, реализовывать план, достигая цели, наряду с
задачами развития мотивации разных видов деятельности, определяет структуру и
содержание личностно ориентированных образовательных ситуаций.
Целеустремленность поведения окончательно приобретает общественную
направленность. Эмоциональная сфера становится более устойчивой, дети учатся
соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами. Открытость,
искренность, впечатлительность ребенка шестого года жизни обусловливают высокую
эффективность воспитательных воздействий. Эти же качества определяют актуальность
формирования аспектов культуры безопасности, связанных с контактами с незнакомыми
людьми.
Растет роль сюжетно-ролевой игры, с развитием которой становится возможным
моделирование и осознание дошкольниками социальных отношений, применение и
осмысление знаний, освоенных в ходе восприятия произведений художественной
литературы, фильмов, мультфильмов, рассказов взрослых, полученных в личном опыте.
Накопление, осмысление и применение представлений активно происходит и в различных
видах продуктивной деятельности
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Дети седьмого года жизни осознанно упражняются в различных действиях,
пытаются ставить двигательную задачу, выбирать разные способы ее решения. Возникает
произвольное
регулирование
двигательной
активности,
стремление
достичь
положительного результата, осознанное отношение к качеству выполнения упражнений.
Формируется умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в
зависимости от ситуации и результата, различных условий. Активно развиваются
скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость, выносливость. Это
позволяет активизировать работу по формированию соответствующих возрасту видов
движения, определяющих физическую готовность к осуществлению безопасной
жизнедеятельности, качеств, связанных с психологической готовностью, - инициативы,
выдержки, настойчивости, решительности и смелости.
Зарождается внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками,
устойчивыми становятся социальные роли в группе, формируются внутренняя позиция
детей в социальном взаимодействии, осознание себя субъектом социальных отношений.
Вырабатывается эмоциональное отношение к нормам поведения, стремление им
соответствовать; формируется умение оценивать себя и других с точки зрения
соблюдения норм, вычленять суть несоответствия, определять последствия нарушения
правил. В ходе взаимодействия дошкольники учатся ставить себя на место другого,
дифференцировать стиль общения в зависимости от ситуации, выбора партнера, понимать
побуждения других и скрывать свои чувства и эмоции. В этот период большой интерес у
дошкольников вызывают вопросы организации общения, ситуации, требующие
применения освоенных правил, задачи, связанные с разъяснением норм и требований
младшим дошкольникам.
Уровень представлений о свойствах предметов, природных объектов и явлений
позволяет формировать способы безопасного осуществления различных видов
деятельности, действий в групповом помещении, дома, на игровой площадке, на улицах
города, в природных условиях. Развитие способности ориентироваться в пространстве
дает возможность формировать соответствующие практические навыки, широко
использовать схемы, макеты.
Память становится произвольной, старшие дошкольники умеют использовать
различные приемы запоминания, лучше запоминается и легче включается в
долговременную память информация, получение которой было подкреплено
положительными эмоциями. Развивается механическая, смысловая, эйдетическая память.
Внимание также становится произвольным, растет его объем, оно становится более
опосредованным.
Воображение становится произвольным, опосредованным и преднамеренным, может
выполнять защитную функцию (уход от проблем в мир фантазий). Оно развивается под
влиянием всех видов детской деятельности, становясь в свою очередь трамплином для их
развития. К 7 годам на основе знаний и опыта дошкольники могут представить течение
опасной ситуации, назвать ее возможные последствия, предложить несколько вариантов
развития событий.
Дети 7-го года жизни теряют непосредственность, возникает четкое соподчинение
мотивов, ведущими становятся моральные, общественные мотивы, формируются новые стремление действовать как взрослый, получать одобрение, поддержку; мотивы
самоутверждения и самолюбия в отношениях со сверстниками. Педагогам и родителям
необходимо учитывать и развивать данные мотивы как основу и залог успешного
осуществления различных видов детской деятельности, личностного становления детей. У
воспитанников подготовительной к школе группы сформированы основы самооценки,
самокритичности, внутренней позиции в общении и деятельности.
В рамках всех видов деятельности с той или иной долей самостоятельности дети
могут выделить учебную (познавательную, практическую, игровую, творческую) задачу,
выбрать пути и построить план ее решения, оценить полученный результат с точки зрения
достижения поставленной цели. В этот период при правильной организации
образовательного процесса активно формируются важнейшие предпосылки учебной
деятельности: позиция субъекта деятельности, умение выделять в предложенном задании
адаптированную учебную задачу, работать по инструкции, способность самостоятельно
находить способы решения практических и познавательных задач, контроль за способом
выполнения своих действий и умение оценивать их, сформированность личностного
(мотивационного) компонента деятельности.
Сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития. Дошкольники активно
используют свои знания и опыт, моделируют отношения между людьми, воспроизводят
мотивы и морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой
деятельности; игра становится символической. Вместе с этим игра начинает вытесняться
на второй план практически значимой деятельностью.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы дошкольниками
Ребенок владеет основными культурными способами безопасного осуществления
различных видов деятельности; способен выбирать себе род занятий с учетом
соблюдения норм безопасного поведения.
Ребенок имеет представление о своем статусе, правах и обязанностях, семейных
взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций,
причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной
среде; владеет базовыми способами безопасного поведения в различных ситуациях.
Ребенок имеет развитую мотивацию к безопасной деятельности, способен
осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее
безопасности для себя и окружающих.
Ребенок обладает развитым воображением, может представить варианты развития
потенциально опасной ситуации, описать возможные последствия, различает игровую
(виртуальную) и реальную ситуации.
У ребенка сформированы основные физические качества, двигательные умения,
определяющие возможность выхода из опасных ситуаций.
Ребенок способен к волевым усилиям, действия преимущественно определяются не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями, элементарными общепринятыми
нормами, правилами безопасного поведения.
Ребенок способен самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в
быту, в природе, на улице и т. д.), в различных видах детской деятельности, в
неординарных и опасных ситуациях.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способен менять
стиль общения в зависимости от ситуации, конструктивно разрешать конфликты,
избегать их; выполняет правила поведения при общении с незнакомыми людьми.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для безопасного
осуществления различных видов детской деятельности, он владеет навыками
безопасного поведения в различных ситуациях, элементарными способами оказания
помощи и самопомощи.
Ребенок может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности
для решения новых задач (проблем), может преобразовывать способы решения задач
(проблем) в соответствии особенностями ситуации (способен выявить источник
опасности, определить критерию опасной ситуации, выбрать программу действий на
основе освоенных ранее моделей поведения).
II Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в различные возрастные периоды
2.1.1. Старшая группа
Программные задачи
Безопасность в общении:
в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа
ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми
людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности;
формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях
общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;
закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций.
Безопасность в помещении:
обогащать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности в
помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями
поведения в проблемных ситуациях;
расширять круг предметов быта, которые дети могут безопасно использовать,
воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;
дополнять и конкретизировать представления о правилах безопасного поведения в
общественных местах, формировать необходимые умения;
систематизировать и дополнять представления о работе экстренных служб,
формировать практические навыки обращения за помощью.
Содержание и организация образовательного процесса
Деятельность
Содержание
Непосредственно
образовательная
деятельность
НОД осуществляется прежде всего в форме образовательных
ситуаций, в ходе которых дети знакомятся с различными аспектами
окружающей действительности, учатся осуществлять анализ
определенных событий, понимать суть правил безопасного поведения,
самостоятельно их формулировать. В этот период происходит
активное накопление опыта выявления потенциально опасных
объектов, явлений, способов избегания попадания в проблемные
ситуации. Основной упор делается на ознакомление детей с моделями
культурного и безопасного осуществления различных видов
деятельности. Содержание и структура образовательных ситуаций
способствуют развитию психических процессов, становлению ребенка
как субъекта детских видов деятельности, формированию
предпосылок учебной деятельности.
Как
структурные
единицы
педагогического
процесса
образовательные ситуации могут являться компонентом различных
форм организации непосредственно образовательной деятельности
старших
дошкольников:
исследовательских,
практикоориентированных, творческих проектов, предварительной работы к
сюжетно-ролевым играм, практикумов, творческих мастерских,
занятий и др.
Во время утреннего прихода детей в образовательную организацию
проводятся беседы, способствующие актуализации знаний о правилах
безопасного осуществления различных видов деятельности,
обращается внимание на их соблюдение при выполнении трудовых
поручений, гигиенических процедур, в ходе двигательной и игровой
деятельности.
В ходе утренней и вечерней прогулок организуются наблюдения,
позволяющие выявить потенциальные опасности, познакомить детей с
моделями безопасного поведения, осуществления различных видов
деятельности. В рамках данного режимного момента при участии
родителей организуются экскурсии, позволяющие обогащать
представления дошкольников о работе экстренных служб.
При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах
безопасности осуществления двигательной деятельности в разные
Образовательная
деятельность в
режимных
моментах
Самостоятельная
детская
деятельность
Образовательная
деятельность в
семье
сезоны года.
В ходе организации трудовой деятельности решаются задачи
формирования навыков выполнения трудовых действий, культуры
трудовой деятельности, включающей культуру безопасности труда.
Значительно
обогащают
представления
и
впечатления
дошкольников ознакомление с произведениями художественной
литературы, просмотр мультипликационных и видеофильмов, работа в
творческих мастерских, инсценировка любимых сказок и рассказов в
ходе различных режимных моментов.
Важнейшим условием саморазвития, самореализации растущего
человека
является
грамотная
организация
предметнопространственной среды. Деятельность ребенка в условиях
обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, стремиться к творческому отображению познанного. Чтобы
выполнять активизирующие функции, предметно-пространственная
среда должна быть обустроена для организации сюжетно-ролевых игр
(«Больница», «Семья», «Спасатели» и др.), включать модели
предметов
быта,
уголки
для
различных
разновидностей
самостоятельной
познавательно-исследовательской,
трудовой,
творческой деятельности.
Родители являются образцом для подражания, именно их поведение
в ситуации общения с незнакомыми людьми, прежде всего, копируют
дети. Семья выполняет защитную функцию, мама и папа
демонстрируют одобрение или неодобрение того или иного варианта
поведения как чужого человека, так и ребенка, общающегося с ним.
Важнейшая задача родителей - следить за выполнением правил,
требовать их неукоснительного соблюдения.
2.1.2. Подготовительная к школе группа
Программные задачи:
Безопасность в общении:
формировать осознанное отношение к собственной безопасности, стремление
неукоснительно выполнять правила поведения при контакте с незнакомыми людьми;
совершенствовать умение применять коммуникативный опыт в ситуациях общения со
сверстниками, старшими детьми, формировать умение понимать побуждения
партнеров по взаимодействию, выявлять проявления агрессии, недоброжелательности в
свой адрес, совершенствовать навыки безопасного поведения в различных ситуациях;
в ходе анализа литературных произведений, моделей естественных ситуаций
формировать умение безопасно действовать в различных ситуациях общения и
взаимодействия;
способствовать формированию психологической готовности к преодолению опасных
ситуаций.
Безопасность в помещении:
формировать умение самостоятельно выявлять факторы потенциальной опасности в
помещении, соблюдать правила безопасного поведения, выбирать оптимальные модели
поведения в проблемных ситуациях;
воспитывать ответственное отношение к поддержанию порядка, соблюдению правил
использования предметов быта;
совершенствовать умение применять знание правил безопасного поведения в
общественных местах, формировать необходимые компетенции.
Деятельность
Содержание образовательного процесса
Непосредственно
образовательная
деятельность
Образовательная
деятельность в
режимных
моментах
НОД осуществляется прежде всего в форме образовательных
ситуаций, в ходе которых детьми осуществляются анализ
определенных событий, выбор и отработка оптимальных моделей
поведения, происходит формирование навыков и компетенций
безопасного поведения, развитие психических процессов, воспитание
личностных качеств.
При осуществлении НОД в форме занятий в подготовительной к
школе группе возникает ряд новых задач, связанных с тем, что
старший дошкольник от ориентации на усвоение социальных норм и
отношений между людьми обращается к преимущественной направленности на усвоение способов действий с предметами (Д. Б.
Эльконин). Это определяет важность задач образовательного
процесса, связанных с освоением детьми общих способов выделения
свойств объектов и явлений, решения некоторого класса конкретнопрактических задач, проблем.
С появлением в старшем дошкольном возрасте зачатков
рефлексии особое значение приобретают задания, нацеленные на
организацию последовательного самостоятельного выполнения
познавательных, игровых, трудовых и других действий, на выявление
их значения и назначения, оценку. Большую функциональную
нагрузку приобретает рефлексивно-оценочный этап занятия, на
котором организуется осмысление детьми факта и путей достижения
поставленных ими задач. Огромное значение для развития всех видов
детской деятельности и возникновения предпосылок становления
учебной деятельности играет осознание важности приобретенных
дошкольниками ранее и находящих применение на занятии знаний,
умений, опыта, личностных качеств.
В рамках данного направления работы в подготовительной к
школе группе происходит формирование опыта осмысления и
применения освоенных представлений и навыков.
Время с момента прихода детей в образовательную организацию
до завтрака. В ходе осуществления различных видов самостоятельной
деятельности и выполнения трудовых поручений педагог имеет
возможность выявить уровень сформированности определенных
навыков безопасного поведения, осознанности и систематичности
выполнения правил. При необходимости организуются беседы,
позволяющие дополнить представления дошкольников по данной
проблеме. В ходе бесед педагог также выявляет причины
несоблюдения определенными детьми правил, намечает дальнейшие
направления работы с группой, взаимодействия с отдельными
воспитанниками и их семьями.
В ходе утренней и вечерней прогулок организуются наблюдения.
Наблюдение обеспечивает непосредственное восприятие ребенком
действительности,
обогащает
его
чувственный
опыт.
В
подготовительной к школе группе наблюдение выполняет все
основные функции данного метода познания, на его основе
дошкольники учатся решать разного рода учебные и практические
задачи, делать выводы, формулировать правила. Используется орга-
низация наблюдения изнутри, когда ребенок наблюдает за
деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в
них.
Расширяется спектр организуемых экскурсий и целевых прогулок,
основной задачей которых становится обогащение представлений,
социального, познавательного и коммуникативного опыта детей.
С ростом самостоятельности дошкольников при организации
подвижных игр акцент делается на формирование умения правильно
выбирать место и инвентарь, учитывать погодные условия, оценивать
ход игры не только с точки зрения соответствия ее правилам, но и
требованиям безопасности.
В периоды перед обедом, полдником и ужином, перед дневным
сном организуются слушание литературных произведений, различные
виды художественно-творческой деятельности. Народные и
литературные сказки, рассказы для детей отражают многовековой
опыт передачи подрастающему поколению назидания в занимательной
форме, содержат примеры правильного поведения, последствий
нарушения героями различных правил безопасности.
Самостоятельная
При организации самостоятельной деятельности детей и
деятельность
осуществлении
наблюдения
за
нею
выявляются
степень
детей
сформированности навыков, осознанности действий, мотивы
следования правилам или причины их нарушения.
Формированию
самостоятельности,
ответственности
у
воспитанников подготовительной к школе группы, а также
систематизации и осмыслению полученной информации способствует
организация проектной деятельности. Так, в ходе реализации проекта
«Малышам
о
правилах
безопасности»
воспитанники
подготовительной группы выступают в качестве наставников младших
дошкольников. Это учит грамотно и последовательно излагать
информацию, выбирать главное, ориентироваться на понимание
собеседником, использовать различные средства передачи знаний. В
рамках детско-родительских проектов создаются наглядные пособия,
проводится работа по оценке уровня безопасности квартиры (дома),
осуществляется подготовка к семейным и командным конкурсам, к
выставкам. Подобная работа способствует становлению продуктивных
детско-родительских отношений сотрудничества, что очень важно в
предшкольный период.
Взаимодействия с
Многие особенности взаимодействия с семьями воспитанников
семьями
связаны с перспективой поступления детей в школу. При сохранении в
отдельных аспектах ситуации обучения через семью значительную
роль играют разные формы работы, в которых родители являются
партнерами детей, членами детско-взрослой команды. Повышение в
ходе обучения и самообразования с накоплением опыта родительской
компетентности позволяет мамам и папам воспитанников вносить
более весомый вклад в решение образовательных задач.
В рамках просветительской работы большое внимание уделяется
вопросам обеспечения психологической безопасности детей в период
адаптации к школьному обучению, обсуждается роль семьи в решении
данной задачи. Важнейшей является проблема постепенного
делегирования зон ответственности ребенку старшего дошкольного
возраста, сопряженная с формированием компетенций безопасного
поведения
Формы работы с воспитанниками
Совместная деятельность
Самостоятельная
деятельность
Взаимодействие с
семьей
НОД
Игры со сверстниками
Открытые
Наблюдения
(сюжетно-ролевые,
просмотры
Экскурсии, целевые прогулки
дидактические,
Консультация
Беседы
театрализованные,
Проектная
Просмотр видеофильмов
подвижные, хороводные и
деятельность
Дидактические игры
др.)
КВН
Проблемные ситуации
Дежурства
Круглый стол
Чтение худ. литературы
Самообслуживание
Просмотр познавательных
Рассматривание
фильмов
иллюстраций
Объяснения
Продуктивная деятельность
Упражнения
Наблюдение
Рассматривание иллюстраций
Экспериментирование
Викторины
Рассматривание
Моделирование
тематических альбомов
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Вовлечение родителей в работу по реализации образовательной программы требует
создания системы педагогического сопровождения семьи. Оно включает в себя:
индивидуальное консультирование по вопросам организации семейного воспитания,
создания комфортной среды дома;
информирование родителей о развитии ребенка, имеющихся трудностях и
перспективах;
поиск путей обеспечения безопасности детей, не подавляющих их естественную
любознательность, открытость и доверие к миру.
При организации педагогического сопровождения процесса формирования навыков
безопасного поведения необходимо учитывать типологию семьи и стиль семейного
воспитания. Без опоры на необходимую информацию также невозможно грамотно
выстроить психолого-педагогические мероприятия по поддержанию необходимых
ребенку условий жизни, его гармоничного и безопасного развития.
Важная составляющая педагогического сопровождения - организация различных
видов совместной деятельности детей и родителей. Среди них можно особо выделить
реализацию проектов, решение проблемных задач и ситуаций, требующих применения
знаний и навыков безопасного поведения. Результатом подобной работы должно стать
развитие детско-родительских отношений, формирование у дошкольников умения
анализировать ситуации, действовать на основе возникающей познавательной
потребности. При этом родителям необходимо овладеть умением поддерживать
познавательно-исследовательскую деятельность детей.
В ходе педагогического сопровождения, тесного контакта семьи и ДОО педагоги и
специалисты получают важную информацию об особенностях ребенка, совместно с
родителями оценивают промежуточные результаты образовательного процесса,
определяют перспективы сотрудничества и тактику дальнейшего взаимодействия с
ребенком.
Таким образом, основными направлениями взаимодействия семьи и ДОО по
реализации программы являются: повышение родительской компетентности,
непосредственное участие родителей в образовательном процессе (решение ряда
программных задач), педагогическое сопровождение семьи.
III Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Методические пособия для реализации программы
Пособия по
организации
образовательного
процесса в ДОО
Пособия по
организации работы
с детьми
Пособия по
организации
Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Технология проектирования
образовательного процесса в дошкольной организации. Метод,
пособие. - М.: Цветной мир, 2018.
Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Современные формы
организации детских видов деятельности. Методическое пособие. М.: Цветной мир, 2018.
Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Партнерство семьи и детского сада:
новые горизонты // Детский сад: теория и практика. 2017. № 10. С.
34-44.
Тимофеева Л. Л. Планирование образовательной деятельности в
дошкольной организации // Школа управления образовательным
учреждением. 2019. №9. С. 26-31.
Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И.
Организационно-методическая работа по формированию культуры
безопасности // Управление ДОУ. 2019. №4. С. 74-78
Авдеева Н.Н., Князева М.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебнометодическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста.- СПб: Детство-Пресс, 2018
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей
дошкольного возраста. Учебное пособие - М.: Педагогическое
общество России, 2019.
Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности.
Планирование образовательной деятельности в старшей группе:
методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Формирование
культуры
безопасности.
Планирование
образовательной
деятельности в подготовительной к школе группе: методическое
пособие / под общ. ред. Л. Л. Тимофеевой. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2014.
Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Рабочая
тетрадь. Старшая группа. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Рабочая
тетрадь. Подготовительная к школе группа. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2014.
Белая К.Ю., Зимонина В.П., Кондрыкинская Л.А. и др. Твоя
безопасность: как себя вести дома и на улице: для сред, и ст.
дошкольного возраста: кн. Для дошкольников, воспитателей
детского сада и родителей - М.: Просвещение, 2005
Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как
обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по
основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для
воспитателей детского сада - 4-е. изд.-М.: Просвещение, 2004
Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8
лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005
Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. - М.: ТЦ
Сфера, 2006
Майер А. А., Тимофеева Л, Л. Реализация ФГОС: построение
партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной
взаимодействия с
семьями
воспитанников
образовательной организацией // Повышение профессиональной
компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5 / Под
ред. Л. Л. Тимофеевой. - М: Педагогическое общество России, 2013.
С. 54-104.
Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Взаимодействие педагогов с
семьями воспитанников в процессе формирования культуры
безопасности у дошкольников //Детский сад: теория и практика.
2013. № 10. С. 78-94.
Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Роль семьи в сохранении
психического
здоровья
детей:
проблема
обеспечения
психологической безопасности // Детский сад: теория и практика.
2013. № 5. С. 16-26.
Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Формирование культуры
безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2014.
Особенности организации предметно-развивающей образовательной среды в группе
Название центра
Оборудование и материалы
Игровой центр
Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых и оборудование для
режиссерских игр.
Реквизит для театрализованных игр и представление кукольного,
пальчикового, перчаточного, плоскостного, теневого и других
видов театра.
Включает книги, предусмотренные программой для чтения детям
в определенном возрасте, для подготовки тематических выставок.
Обменный фонд (для организации домашнего чтения).
Детские журналы для старших дошкольников.
Стенды для организации выставок детских и детско-родительских
работ (загадок, рассказов, иллюстраций и т. д.).
Творческий центр
«Мастерская слова»
Детская лаборатория
Место, где представлены предметы и материалы для
экспериментирования, необходимые приборы и оборудование,
спецодежда для детей (перчатки, клеенчатые фартуки,
нарукавники).
Бумага, ручки, карандаши, специальные бланки для фиксации
результатов наблюдений, экспериментов.
Дидактические игры на применение освоенных детьми знаний.
Творческая
мастерская
Наполняется оборудованием и материалами для изобразительной
деятельности детей; инструкциями по выполнению различных
поделок.
Подборкой репродукций произведений художников, фотографий
работ
скульпторов,
предметов
народных
промыслов,
декоративно-прикладного искусства.
Стендами для создания выставок детских, детско-родительских
работ, коллекций детей и взрослых.
Центр
«Ручного труда»
Ножницы, наборы для шитья и крючки. Пяльцы и нитки мулине.
Разнообразные бусы и бисер, пуговицы.
3.3. Тематическое планирование
Ориентировочные
сроки освоения
Названия разделов и тем
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь
Раздел «Опасные предметы и опасные ситуации»
Раздел 2 «Мой дом - моя крепость» (общение с
незнакомыми людьми)
Раздел 3 . «Службы спасения»
Декабрь,
январь,
февраль
Раздел 1 «Безопасный дом»
Раздел 2 «Один дома»
Раздел 3 «Пожарная безопасность дома»
Март,
апрель,
май
Раздел 1 «Потенциально опасные предметы»
Раздел 2 «Зная правила безопасности, не страшно
оставаться дома одному»
Раздел 3 «Наши верные друзья»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Календарно-тематическое планирование по формированию навыков безопасного поведения
Формы работы с детьми
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Задачи обучения, воспитания, развития
Раздел 1 «Опасные предметы и опасные ситуации»
Образовательная ситуация «Как
полезные предметы опасными стали»:
анализ естественной ситуации «Что
случилось с Машей?»; составление
рассказов «Почему предметы
становятся опасными?»; творческое
задание «Придумай и нарисуй»
Чтение стихотворения С. Капутикян
«Пылесос не виноват».
Просмотр фрагмента мультфильма
«Винтик и Шпунтик - веселые мастера»
(реж. П. Носов).
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет
«Ждем гостей».
Игровые упражнения «Помощники».
Разгадывание загадок о предметах
быта.
Обратить внимание детей на то, что необходимые в хозяйстве предметы могут стать
опасными. Предложить назвать полезные и опасные качества одних и тех же
предметов быта. Подвести к выводу о том, что опасными предметы становятся при
неправильном их использовании, пояснить, что некоторые предметы дети не могут
использовать, так как у них пока не хватает знаний, умений, сил
Предложить детям прослушать стихотворение, догадаться, почему оно так
называется, обсудить, что можно посоветовать девочке - героине стихотворения.
Учить сопоставлять действия других людей с правилами безопасного поведения
Предложить вниманию детей эпизод, в котором главные герои мультфильма
испытывают сделанный ими пылесос. Обогащать и систематизировать представления
о факторах потенциальной опасности, учить выявлять их причины. Подводить детей
к пониманию правил безопасного поведения
Способствовать осмыслению и творческой интерпретации детьми полученных
знаний, впечатлений, формировать социокультурные компетенции, связанные с
выполнением социальных ролей. На правах участника игры предложить обыграть
ситуации, в которых взрослые знакомят детей с правилами использования предметов
быта
Учить детей придумывать загадки-пантомимы, изображать заданные водящим
действия, комментировать, какие из них можно выполнять детям (протирать пыль,
поливать цветы), какие - нельзя (использовать пылесос, утюг, включать газ).
Обогащать двигательный опыт, способствовать повышению выразительности
движений
Учить детей анализировать текст загадки, выделять свойства и действия предметов,
по которым их можно узнать. Учить отвечать на вопросы о том, как и для чего
используется каждый предмет, какие характеристики предмета, из-за которых он
Примечание
Сравнительное наблюдение
«Безопасная терка».
может быть опасен, представлены в загадке
Предложить детям в ходе наблюдения за действиями педагога выявить различия
между обычной и безопасной теркой, пояснить, что делает ее безопасной. Учить
пользоваться теркой
Раздел 2 «Мой дом – моя крепость» (общение с незнакомыми людьми)
Игра-занятие «Сказка - ложь, да в ней
намек!»: пение песни «В мире много
сказок» (муз. В. Шаинского,
сл. Ю. Энтина); анализ ситуаций
«Уроки добрых сказок»; играинсценировка по сказке «Кот, дрозд,
петух и лиса», коммуникативный
практикум «Вопрос - ответ».
Просмотр фрагмента мультфильма
«Петушок - золотой гребешок» (реж. П.
Носов).
Работа с интерактивной книгой
«Кот, дрозд, петух и лиса».
Чтение и обсуждение стихотворения
М. Тамбовцевой-Широковой
«Находчивый Дима».
Образовательная ситуация
«Отчего бывает пожар?»: просмотр
фрагмента мультфильма «Кошкин
Учить детей выразительно проговаривать реплики персонажей, обсудить, какие
эмоции они испытывают. Познакомить детей с пословицами, содержание которых
перекликается с сюжетом сказки, учить выбирать те, что передают уроки, которые
дает нам сказка, понимать их смысл. Предложить по своему разыграть диалоги лисы
и петушка, учить не поддаваться на уговоры.
Предложить детям рассказать, как лисе удалось обмануть петушка, высказать
предположение о том, почему он поверил лисе, посоветовать ему, как нужно было
поступать. Подвести детей к пониманию правила: никогда, ни при каких
обстоятельствах не поддаваться на уговоры незнакомого человека. Предложить
подготовить представление для младших дошкольников
Предложить детям внимательно следить за развитием сюжета, увидеть
повторяющиеся эпизоды, спрогнозировать дальнейшее развитие действия. Учить
выявлять потенциально опасные ситуации. Способствовать развитию внимания,
зрительного восприятия, логического мышления. Поддерживать интерес к чтению,
учить аккуратно раскрашивать рисунки
Предложить детям оценить поведение мальчика в каждом из эпизодов
стихотворения, сопоставить его действия с правилами поведения в ситуации «один
дома». Формировать коммуникативные компетенции, ответственное отношение к
собственной безопасности, осторожность, готовность к действиям в проблемных
ситуациях
Раздел 3 «Службы спасения»
Обогащать представления детей о потенциально пожароопасных ситуациях,
действиях по их предотвращению. Формировать сознательное отношение к
собственной безопасности и безопасности окружающих. Помочь сформулировать
дом»; рассматривание сигнальных
картинок «Пожароопасные ситуации»;
формулировка правил
«Как избежать пожара?»
Практическое упражнение
«Шаг за шагом».
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»:
сюжет «Вызов на пожар».
Компьютерная презентация
«Единая служба спасения».
Слушание песни «01» (муз. и сл. П.
Быкова).
правила обеспечения безопасности
Учить детей набирать номер единой службы спасения, вызывать пожарных с
домашнего или мобильного телефона, четко называть свои домашний адрес,
фамилию и имя, описывать ситуацию, способствовать выработке соответствующего
алгоритма действий. Формировать понимание того, кому можно и нужно сообщать
эти данные, кому - нельзя. Пояснить, почему недопустимы ложные вызовы
Способствовать осмыслению и творческой интерпретации детьми полученных
впечатлений при создании и развитии сюжетов, расширению репертуара игровых
действий. На правах участника игры помочь подобрать необходимые атрибуты,
предметы-заместители, обогащая представления детей об оборудовании,
инструментах, используемых пожарными, их назначении.
Обогащать представления детей об опасных ситуациях, причинах их возникновения,
о том, в каких случаях необходимо обращаться в службу спасения, напомнить ее
единый номер - 112. Учить видеть причинно-следственные связи, прогнозировать
развитие ситуации. Воспитывать уважение к профессии спасателя, обогащать
представления о труде взрослых, его значении.
Учить детей определять жанр музыкального произведения, обогащать музыкальные
впечатления. Рассказывать о героизме и смелости пожарных средствами поэзии и
музыки, обогащать представления об их работе.
Декабрь, январь, февраль.
Раздел 1 «Безопасный дом»
Образовательная ситуация «Чем опасен
беспорядок?»: просмотр мультфильма
«Разгром» («Веселая карусель», вып. 3);
беседа «Порядок и безопасность»;
трудовые поручения: наводим порядок
в группе.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет
«День большой уборки».
Предложить детям оценить поведение персонажей мультфильма, пояснить, с какими
опасностями они могли столкнуться, представить, что будет, если не поддерживать
порядок в доме. Воспитывать аккуратность, ответственность. Способствовать
совершенствованию выполнения детьми трудовых действий.
Способствовать повышению самостоятельности детей в создании необходимой
обстановки, подборе атрибутов, предметов-заместителей. Поощрять стремление
Игра-эстафета «Все по порядку».
Составление рассказов
«Что будет, если…»
Игра-эстафета «Все по порядку».
Слушание песни «Не скучаю»
(муз. В. Корзина, сл. Г. Ладонщикова)
Анализ ситуаций «Откуда берутся
опасности?»
Беседа «Один дома».
Чтение стихотворения Саши Черного
«Когда никого нет дома».
Наблюдение «Побуждения и
поступки».
Игра - инсценировка но русской
обыгрывать сюжеты, связанные с изучаемой темой, применять освоенные умения,
включать в игру знакомые трудовые действия
Обсудить с детьми, что такое порядок. Учить понимать суть игрового задания,
применять умение продолжать логические ряды из геометрических фигур, игрушек,
обсуждать задание, договариваться со сверстниками. Упражнять в беге с ускорением
Предложить детям подумать, что может произойти в случае нарушения различных
правил безопасного поведения дома. Учить выявлять причинно-следственные связи,
на элементарном уровне прогнозировать возможное развитие ситуации. Развивать
связную речь, логическое мышление
Учить детей самостоятельно придумывать задания, подбирать предметы для игры,
выбирать судей, капитанов, объединяться в команды, выявлять победителей.
Упражнять в беге с ускорением. Формировать досуговые компетенции
Учить детей различать жанры музыкальных произведений, обогащать опыт познания
в чувственной форме. Дополнить представления о полезных и безопасных занятиях
дома, в которые можно включаться одному или с друзьями.
Предложить детям рассмотреть парные сюжетные картинки, выявить потенциально
опасные ситуации, пояснить, в чем суть опасности, рассказать, почему самые
обычные предметы и места в квартире стали опасными. Подвести детей к выводу о
том, что опасности чаще всего возникают при нарушении правил безопасного
поведения, обсудить, какие правила нарушены в каждой из ситуаций.
Раздел 2 «Один дома»
Актуализировать и дополнить представления детей о том, как необходимо вести себя
дома, обсудить, как нужно вести себя в различных ситуациях. Учить детей отвечать
на вопросы, поддерживать беседу, высказывать и аргументировать свое мнение.
Формировать осторожность и осмотрительность.
Познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства,
испытываемые героем стихотворения. Актуализировать и систематизировать
представления детей о правилах безопасного поведения дома.
Формировать у детей умение различать поступки и стоящие за ними побуждения.
Учить передавать в речи результаты наблюдения, характеризовать модели поведения
людей, предвидеть опасность.
Предложить детям подготовить представление для младших дошкольников,
народной сказке «Волк и семеро
козлят».
Рисование иллюстраций к сказке
«Волк и семеро козлят».
Пение песни «Не скучаю»
(муз. В. Корзина, сл. Г. Ладвнщикова)
Беседа «За закрытой дверью».
Рисование «Правила для малышей».
Творческая мастерская: символьные
рисунки по теме «Безопасность в
лифте».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»:
сюжет «Один дома».
Игра-драматизация по русской
народной сказке «Жихарка».
Пение песни «Петушок-хвастунишка»
познакомить их с произведением, с правилами безопасного поведения дома.
Предложить детям придумать другие варианты развития событий. Учить применять
усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач,
преобразовывать способы их решения в соответствии с особенностями ситуации.
Способствовать повышению выразительности речи, развивать артистизм.
Предложить детям передать в рисунке различные эпизоды сказки, учить
использовать знакомые техники рисования в различных комбинациях. Организовать
осмысление и передачу в рисунке полученных знаний. Поддерживать интерес к
творчеству.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песни с
использованием инструментальной фонограммы. Обогащать представления детей о
полезных и безопасных занятиях дома, о правилах безопасного поведения в ситуации
«один дома».
В ходе обсуждения подвести детей к формулировке правил поведения в случае, если
они одни дома (ни при каких обстоятельствах нельзя открывать дверь чужим людям,
нельзя оставлять дверь открытой и др.). Формировать навыки безопасного поведения
различных ситуациях.
Предложить детям при помощи рисунков передать сформулированные ими правила,
чтобы познакомить с ними младших дошкольников. Учить использовать в работе
освоенные ими ранее техники, ориентироваться на понимание сюжетов рисунка
малышами.
Учить детей понимать символьные изображения, составлять по ним развернутые
фразы, небольшие рассказы. Помочь сформулировать правила поведения в лифте.
Учить выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации,
выбирать программ, действий на основе освоенных ранее моделей поведения.
Организовать применение детьми умения реализовывать и развивать знакомые
сюжеты, на правая пика игры предложить обыграть различные ситуации, учить
применять освоенные правила безопасного пот Формировав детей представления о
своих нравах и обязанностях как члена семьи, детского коллектива.
Предложить детям подготовить кукольный спектакль для младших дошкольников;
учить передавать сказки, действия и характеры персонажей. Обсудить с детьми,
какой урок дает малышам эта сказка, чему учит.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию детей, учить
(муз. И. Розенфельда, сл. А. Фаткина)
Игра-драматизация по русской
народной сказке «Петушок - золотой
гребешок»
Итоговое мероприятие по теме:
интерактивный спектакль с элементами
импровизации «Одни дома».
Беседа «История пожарной службы в
России».
Чтение стихотворения С. Маршака
«Рассказ о неизвестном герое».
Дидактическая игра «Закончи фразу».
Игровое упражнение «Кто быстрее
скатает пожарные рукава?».
Игра-эстафета «Пожарные».
Чтение сказки С. Козлова «Доверчивый
ежик».
петь эмоционально, передавая характер мелодии. Обратить внимание детей на
поведение петушка в доме, его ответственное отношение к личной безопасности в
ситуации «один дома».
Обсудить с детьми ситуацию, в которую попал петушок; выяснить, почему это
произошло, какие правила безопасного поведения он нарушил. Работать над
повышением выразительности речи, мимики, движений при передаче образов
персонажей. Учить передавать характер и эмоции персонажей.
Организовать применение детьми знаний о правилах безопасного поведения,
связанных с использованием предметов быта, с контактами с незнакомыми людьми.
Учить детей выступать в качестве наставников младших дошкольников, знакомить
малышей с моделями безопасного поведении.
Раздел 3 «Пожарная безопасность дома»
Познакомить детей с историей возникновения пожарной службы, воспитывать
интерес и уважение к профессии пожарного. Продолжать формировать
представления о роли труда в жизни людей.
Обсудить с детьми возможные причины возникновения пожара. Учить детей
понимать и объяснять поступки героев произведения, соблюдать правила личной
безопасности, нормы поведения, безопасного для себя и окружающих людей,
проявлять осторожность предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях.
Учить детей применять свои представления о пожароопасных предметах в игре.
Развивать логическое мышление, формировать умение самостоятельно решать
игровую задачу.
Упражнять детей в скатывании «пожарного рукава» - ленты на палочке.
Способствовать развитию координации движений, мелкой моторики рук, ловкости,
быстроты движений. Обогащать представления о способах пожаротушения, об
оборудованиях, применяемом при пожаротушении.
Развивать у детей физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость,
формировать физическую готовность к преодолению опасных ситуаций. Закреплять
умение участвовать в разнообразных эстафетах, учить выступать в качестве судей.
Предложить детям прослушать сказку, пояснить, почему в доме ежика едва не
случился пожар, рассказать, как ежик боролся с огнем, сформулировать советы
герою сказки о том, как нужно действовать при пожаре.
Экскурсия в пожарную часть.
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»:
сюжет «Тушение пожара в жилом
доме».
Чтение стихотворения С. Маршака
«Пожар».
Игровое упражнение «Мы пожарные».
Творческая мастерская: рисование на
тему «Правила безопасности для
малышей».
Анализ ситуаций «Один дома».
Практическое упражнение
«Шаг за шагом».
Чтение рассказа Б. Житкова «Пожар».
Дидактическая игра «Огонь — друг,
огонь - враг».
Чтение рассказа Б. Житкова «Дым».
Обогащать представления детей о работе пожарных, познакомить с используемой
ими техникой, специальностями людей, которые работают на ней. Воспитывать
уважение и интерес к профессии пожарных.
Учить детей в игре применять знания о правилах поведения при возникновении
пожара, совершенствовать игровые умения, расширять репертуар игровых действий.
Способствовать осмыслению и творческой интерпретации детьми полученных
впечатлений при создании и развитии сюжетов.
Организовать обсуждение причины возникновения пожара, обсудить с детьми, какие
действия девочки привели к возникновению проблемы. Предложить детям
напомнить героине произведения и друг другу основные правила противопожарной
безопасности.
Тренировать детей в перемещении вверх и вниз по гимнастической лестнице, учить
перебираться вправо и влево. Развивать координацию движений, мышцы спины и
конечностей. Формировать физическую готовность к безопасному поведению.
Предложить детям выполнить символьные или произвольные рисунки, передающие
суть правил противопожарной безопасности, действия в опасной ситуации. Учить
использовать для передачи замысла различные материалы, освоенные ранее техники.
Предложить детям рассмотреть сюжетные картинки, составить по ним краткие
рассказы, пояснить суть и причины происходящего. Обсудить с детьми
соответствующие ситуации. Учить выявлять источник опасности, определять
категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на остове освоенных
ранее моделей поведения.
Помочь детям освоить алгоритм выполнения действий при пожаре, способствовать
автоматизации соответствующих действий. Учить набирать номера экстренных
служб, сообщать необходимую информацию, называть домашний адрес.
Познакомить детей с произведением, организовать обсуждение поведения мальчика
дома. Формировать у детей представления об опасных ситуациях, которые могут
возникнуть по причине необдуманных действий с потенциально опасными
предметами.
Учить детей аргументировать с опорой на сюжетные картинки ту или иную точку
зрения, делать вывод о том, при каких условиях возникает угроза пожара.
Совершенствовать речь как средство общения, формировать умение вести диалог.
Продолжать знакомить детей с факторами опасности при пожаре. Предложить
Дидактическая игра «Кому что?».
Просмотр мультфильма «Уроки
осторожности»: «Огонь» (сериал
«Уроки тетушки Совы», раздел «Уроки
безопасности»).
Слушание песни «Песня пожарных» из
мультфильма «Иван Царевич и Серый
Волк».
Дидактическая игра «Выбери опасные
предметы».
Подвижная игра «Пожарные на
учениях».
Творческая мастерская: рисование на
тему «Отчего происходят пожары».
Викторина «Береги свой дом от пожара
Практическое упражнение «Чтобы не
было беды».
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»:
ответить на вопрос «Почему дым бывает опаснее огня?»; пояснить, что неправильно
сделал герой рассказа, спрятавшийся во время пожара. Формировать у детей
компетенции безопасного поведения.
Продолжить знакомить детей с профессией пожарного, уточнить их представления о
первичных средствах пожаротушения. Развивать связную речь, учить
аргументировать свое мнение.
Систематизировать и дополнить представления детей по данной теме. Организовать
анализ
просмотренного
сюжета,
актуализировать
знания
о
правилах
противопожарной безопасности. Способствовать усвоению представлений об
источниках опасности, о негативном и позитивном поведении в опасных ситуациях в
образной, чувственной форме.
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, развивать музыкальную
память, музыкальность. Обогащать представления о профессиональных действиях
пожарных.
Закрепить умение детей выбрать предметы по заданному признаку, пояснять свой
выбор, рассказывать, отвечая на вопросы воспитателя, о том, в чем заключается
опасность определенных предметов, пояснят к. в каком случае они могут стать
причиной пожара.
Совершенствовать умения детей в лазании по гимнастической лестнице
разноименными способами, с изменением темпа движения: развивать координацию
движений, силу выносливость. Продолжать знакомить детей с действиями пожарных
при спасательных работах и тушении пожаров в высотных зданиях.
Способствовать актуализации впечатлений и эмоциональных переживаний детей.
Учить рассказывать о своих впечатлениях, использовать знакомые техники для
передачи задуманного изображения.
Учить детей применять свои знания о потенциально опасных предметах, о причинах
возникновения пожара, о правилах поведения в опасных ситуациях, о профессии
пожарного. Способствовать развитию логического мышления, активизировать речь.
Закреплять у детей умение называть свои фамилию и имя, домашний адрес и
телефон; совершенствовать навыки безопасного поведения в ситуации
возникновения пожара. Способствовать автоматизации выполнения соответствующих действий.
Учить детей применять в игре знания, связанные с правилами пожарной
сюжет «Пожарные спешат на вызов».
Итоговое мероприятие темы.
Спортивный досуг «Юный пожарный».
безопасности. Способствовать осмыслению и творческой интерпретации детьми
полученных знаний и впечатлений при создании и развитии сюжетов.
Продолжать формировать у детей физическую готовность к безопасной
жизнедеятельности, способствовать совершенствованию двигательных умений,
учить применять их. Организовать применение освоенных детьми знаний.
Поддерживать интерес к двигательной деятельности, к профессии пожарного.
Март, апрель, май.
Раздел 1 «Потенциально опасные предметы»
Формы работы с детьми.
Рассматривание сюжетных картинок,
составление рассказов на тему
«Предметы, требующие осторожного
обращения».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет
«Дети помогают маме готовить обед».
Дидактическая игра
«Четвертый лишний».
Просмотр мультфильма «Уроки
осторожности: острые предметы»
(мультсериал «Уроки тетушки Совы»,
раздел «Уроки безопасности»).
Творческая мастерская: шьем фартук
для куклы.
Задачи обучения, воспитания, развития
Актуализировать представления детей о предметах домашнего быта, которые
являются источниками потенциальной опасности, напомнить правила безопасного
обращения с ними. Учить соблюдать правила личной безопасности, проявлять
осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Учить
составлять сюжетные и описательные рассказы, развивать связную речь.
На правах участника игры способствовать обогащению сюжета за счет обыгрывания
ситуаций, рассмотренных детьми ранее. Организовать осмысление и применение
детьми полученных знаний, формировать компетенции безопасного поведения.
Способствовать расширению ролевого репертуара детей, активизации диалогической
речи.
Учить детей находить и выбирать предметы определенной категории; формировать
умение самостоятельно решать игровую задачу, применять свои знания о
потенциально опасных бытовых предметах в доме. Учить аргументировать свой
выбор, вести диалог.
Систематизировать и дополнить представления детей по данной теме. Организовать
анализ
просмотренного
сюжета,
актуализировать
знания
о
правилах
противопожарной безопасности.
Формировать у детей умение шить простейшие изделия швом «вперед иголку».
Приучать детей старательно, аккуратно выполнять задание, беречь материалы и
предметы, убирать их на место после работы: закрепить правила безопасного
обращения с иголкой.
Мультзал: просмотр мультфильма
«Уроки осторожности: горячие
предметы» (мультсериал «Уроки
тетушки Совы»).
Чтение скажи братьев Гримм
«Горшочек каши». Творческая
мастерская: рисование на тему «Что
было бы…»
Слушание песни «Я пеку, пеку
ватрушки» (латвийская народная
мелодия в обр. В.Саласка)
Познавательный рассказ, работа по
рисунку «Когда не было электричества
Экспериментальная деятельность:
демонстрационный эксперимент
«Волшебная палочка»
Чтение рассказа А. Кузнецова «Рассказ
Радио об электрическом токе
Мультзал: просмотр и обсуждение
мультфильма «Уроки осторожности:
электричество» (мультсериал «Уроки
тетушки Совы», раздел «Уроки
осторожности»),
Беседа «Запомните, детки: таблетки не
конфетки».
Организовать обсуждение причин несчастных случаев, произошедших с главным
героем: выяснить вместе с детьми, какие действия Непослухи стали их причинами.
Предложить детям напомнить герою мультфильма и друг другу основные правила
безопасного поведения в быту, учить аргументировать свое мнение.
Познакомить детей с произведением, предложить придумать, как могла бы
возникнуть подобная ситуация в условиях современного быта, рассказать и
проиллюстрировать при помощи рисунков придуманные детьми истории. Развивать
воображение, творческие способности. Учить применять освоенные ранее знания.
Обогащать музыкальные впечатления детей. Создать радостное настроение.
Знакомить с безопасными способами поведения на кухне, в столовой.
Предложить детям рассмотреть рисунок, ответить па вопрос о том, чем пользовались
люди до того, как были изобретены различные электроприборы, обсудить, как можно
помочь по дому, не используя опасные предметы, чем их заменить. Обогащать
словарный запас, развивать воображение.
Формировать у детей элементарные представления об электричестве, учить
наблюдать за действиями педагога, понимать суть поставленной задачи, делать
выводы. Поддерживать познавательный интерес, любознательность, желание изучать
свойства предметов, соблюдая правила безопасности.
Познакомить детей в доступной для них форме с образованием электрического тока.
Поддерживать познавательный интерес, любознательность, желание изучать
свойства предметов, соблюдая правила безопасности. Продолжать расширять и
уточнять представления детей о предметном мире.
Систематизировать и дополнить представления детей по данной теме. Организовать
обсуждение причин несчастных случаев, произошедших с главным героем; обсудить
с детьми, какие действия Непослухи стали их причинами. Организовать анализ
просмотренного сюжета, актуализировать и дополнить знания детей о правилах
поведения в быту.
Формировать у детей осторожное и осмотрительное отношение к потенциально
опасным веществам. Формировать навыки безопасною поведения в различных
ситуациях, продолжать знакомить с элементарными способами оказания помощи и
самопомощи, рассказать о действиях при отравлении таблетками, учить набирать
номера экстренных служб, сообщать необходимую информацию, называть домашний
адрес.
Систематизировать и дополнить представления детей по данной теме. Организовать
обсуждение причин несчастных случаев, произошедших с главным героем; подвести
детей к пониманию того, какие действия Непослухи стали их причинами.
Организовать анализ просмотренного сюжета, актуализировать знания детей о
правилах безопасного поведения в быту
Организовать обсуждение поведения Стобеда, формировать у детей представления
об опасных ситуациях, которые могут возникнуть по причине необдуманных
действий с потенциально опасными предметами. Поддерживать интерес к чтению,
учить видеть в книге источник знаний.
Творческая мастерская: рисуем правила Организовать обобщение и систематизацию знаний детей о правилах безопасности в
для малышей.
быту; обсудить, что можно нарисовать, чтобы продолжить работу по обучению
младших дошкольников. Учить детей передавать в рисунке взаимное расположение
предметов, задуманный сюжет. Организовать применение освоенных детьми техник.
Дидактическая игра
Учить детей находить и выбирать предметы определенной категории; формировать
«Опасно - не опасно».
умение самостоятельно решать игровую задачу, применять свои знания об
источниках опасности в доме. Учить аргументировать свой выбор, вести диалог
Творческая мастерская:
Учить детей создавать объемную игрушку из бисера. Приучать детей старательно,
бисероплетение «Снежинка».
аккуратно выполнять работу, соблюдая правила безопасного обращения с мелкими
бусинами и иголкой. Закреплять у детей умение самостоятельно применять
усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Развивать
фантазию, воображение.
Раздел 2 «Зная правила безопасности, не страшно оставаться дома одному»
Мультзал: просмотр и обсуждение
мультфильма «Уроки осторожности:
лекарства» (мультсериал «Уроки
тетушки Совы», раздел «Уроки
осторожности»),
Чтение рассказа Г. Блинова «Лекарство
не игрушка» (серия «Непослушный
Стобед рассказывает сказку»).
Викторина «Предметы быта могут быть
опасными».
Творческая мастерская: рисование на
тему «Правила для малышей».
Дидактическая игра «Выбери предмет».
Учить детей применять свои знания о потенциально опасных предметах, о правилах
поведения в опасных ситуациях. Способствовать развитию логического мышления,
активизировать речь.
Предложить детям передать в рисунках знакомые им правила безопасного поведения
в быту, организовать выставку работ для младших дошкольников, знакомство
малышей с правилами безопасного обращения с предметами быта. Учить выбирать
из знакомых техник те, которые в большей мере соответствуют задуманному.
Учить детей находить и выбирать предметы определенной категории, формировать
умение самостоятельно решать игровую задачу, применять свои знания об
Слушание песни «Кукла заболела»
(муз. К. Мацютина, сл. Е. Карасева}
Игра-драматизация по мультфильму
«Непослуха и электричество».
Работа с дидактическими карточками
«Осторожно! Электроприборы»
Трудовые поручения: готовим
фруктовый салат.
Подвижная игра «Стоп». Усложнение:
нужно останавливаться рядом с
изображениями предметом
Дидактическая игра «Найди предметы»
Дидактическая игра «Найди на
рисунке». Творческая мастерская:
раскрашивание карандашами
Пальчиковый кукольный театр по
источниках опасности пожара в доме. Учить аргументировать свой выбор, вести
диалог.
Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать музыкальный и
художественно-эстетический вкус. Помочь детям увидеть взаимосвязь между
питанием и здоровьем человека. Формировать основы осознанного отношения к
своему здоровью.
Предложить детям с помощью кукол бибабо разыграть ситуации, в которые попадал
мальчик Непослуха - герой просмотренного мультфильма. Развивать творческую
самостоятельность в передаче образа, закреплять умение использовать средства
выразительности (интонацию, движения куклы). Поддерживать интерес к театру,
театрализованной игре.
Учить детей аргументировать с опорой на сюжетные картинки ту или иную точку
зрения, делать вывод о том, при каких условиях может случиться беда.
Совершенствовать речь как средство общения, формировать умение вести диалог
Продолжать учить детей правильно пользоваться адаптированными ножами для
чистки и фигурной нарезки фруктов, формировать компетенции безопасного
поведения. Учить сервировать стол к празднику, украшать его красиво оформлять
готовые блюда.
Учить детей классифицировать предметы быта на потенциально опасные и
безопасные. Упражнять детей в ходьбе по площадке, учить реагировать на сигнал
водящего. Развивать внимание, координацию движений двигательную активность
детей.
Закреплять представления детей об источниках опасности в доме. Развивать
логическое мышление, формировать умение самостоятельно решать игровую задачу.
Учить выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации,
выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения. Учить
передавать в речи свои рассуждения, выводы.
Предложить детям найти на рисунке все предметы быта, представляющие
потенциальную опасность, обвести их по контуру, раскрасить цветными
карандашами. Способствовать актуализации впечатлений и эмоциональных
переживаний детей. Продолжать развивать точность движений руки под контролем
зрения, их плавность, творчество и ритмичность.
Учить детей выступать в качестве кукловодов, выразительно проговаривать текст,
сказке «Жихарка».
вовремя вступать. Формировать у детей стремление передавать свои знания другим,
выступать наставниками малышей.
Раздел 3 «Наши верные друзья»
Игры-тренинги по набору номеров
пожарной части, полиции, скорой помощи,
газовой службы, спасателей
Рисование «Правила на каждый день»
Сюжегно-ролевая игра «Скорая помощь»:
сюжет «Непослуха стравился».
Практическое упражнение «Чтобы не было
беды».
Игровое упражнение «Пожарные на
учениях».
Чтение рассказов В. Гальченко «Сапоги»,
«Огонь-невидимка» (из книги
«Приключения пожарного»).
Слушание музыкального произведения
«Пожар» к сказке С. Маршака «Кошкин
дом» (муз. В. Золотарева).
Практическое упражнение «Первые
действия при пожаре».
Закрепить практические умения детей при вызове служб спасения.
Учить детей передавать в рисунках придуманные ими сюжеты, отражать суть
правила, ориентироваться на понимание другими людьми. Стимулировать выбор
детьми различных техник для воплощения замысла.
Учить детей применять в игре знания, связанные с правилами безопасного
поведения в быту, преобразовывать способы решения задач (проблем) в
соответствии с особенностями ситуации. Способствовать осмыслению и
творческой интерпретации детьми полученных знаний и впечатлений при
создании и развитии сюжетов.
Закреплять у детей умение называть свои фамилию и имя, домашний адрес и
телефон; совершенствовать навыки безопасного поведения в быту.
Способствовать автоматизации выполнения соответствующих действий.
Упражнять детей в пролезании в обруч различными способами, в передвижении
по гимнастической стенке вверх и вниз. Способствовать развитию координации
движений, крупной моторики рук, ловкости. Обогащать представления о работе
пожарных, формировать компоненты физической готовности к безопасной
жизнедеятельности.
Продолжать знакомить детей с работой пожарного, ситуациями, которые
возникают во время тушения пожара. Учить составлять пересказ, отвечая на
вопросы воспитателя. Воспитывать уважение к мужественным людям, к
профессии пожарных.
Упражнять детей в определении жанра музыкального произведения, вызвать
яркий эмоциональный отклик. Продолжать знакомить с элементарными
музыкальными понятиями (темп. ритм). Предложить детям рассказать о чувствах,
которые вызывает музыка.
Формировать у детей навыки безопасного поведения, организовать освоение
алгоритма первых действий в случае возникновения пожара. Формировать
Видео презентация «Взаимодействие
служб спасения»
психологическую готовность к преодолению опасных ситуаций, учить
действовать по инструкции.
Познакомить детей с подразделениями службы спасения, направлениями их
работы, профессиями людей, работающих в данной службе. Учить детей
определять, в каких ситуациях нужна помощь той или иной службы, познакомить
с алгоритмом действий в различных ситуациях
Приложение №2
План взаимодействия с родителями
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Форум на сайте ДОО «Предметы
быта, адаптированные для
детей».
Организовать обмен опытом по проблеме организации бытового труда детей, обсудить важность
приобщения к труду, возможности использования специализированных безопасных предметов (ножниц,
ножей для чистки и нарезки овощей, терок, небьющейся посуды и т. д.).
Проект «Безопасный дом».
Поручить родителям вместе с детьми придумать, нарисовать и развесить в доме «подсказки-напоминалки»
по предотвращению опасных ситуаций. Работы могут быть выполнены в виде схематических изображений,
сюжетных рисунков, содержать указание на то, что необходимо сделать (выключить питание
электроприборов; проверить, закрыты ли конфорки газовой плиты), или описание последствий нарушения
правил. Организовать конкурс на лучший рисунок
Декабрь, январь, февраль
Консультация «Как учить детей
вежливо и безопасно общаться с
незнакомыми людьми»
Акция «Сделаем наш дом
безопасным».
Познакомить родителей с сутью проблемы, приемами формирования необходимых навыков
Консультация «Воспитание у
детей ответственности за
поддержание порядка».
Привлечь внимание родительской общественности к проблемам безопасности. Предложить пройти тест
«Безопасный дом» (см. приложение 2), дополнить свои представления о потенциально опасных местах дома
(квартиры), познакомиться со способами предотвращения опасности, современными средствами
безопасности для дома
Обсудить с родителями вопрос о важности воспитания у детей ответственности, рассказать о
закономерностях и этапах данной работы
Март, апрель, май
Создание книги «Как полезные
предметы опасными стали».
Предложить родителям помочь детям составить, записать и оформить рассказы по данной теме из личного
опыта или с опорой на сюжетные картинки. Рассказать о воспитательном и обучающем эффекте подобной
работы
Творческая мастерская: создание
макета «План эвакуации из
квартиры во время пожара»
(совместная работа с
родителями).
Развивать у детей способность к моделированию, передаче пространственных отношений между объектами
и направления движения между ними. Смоделировать вместе с детьми и их родителями различные
ситуации, отработать действия в них при помощи игрушек и выполненного детьми макет