МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 4 «МАЛЫШ» ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МКДОУ Детский сад №4 «Малыш» г.п.
Терек Протокол от «12» сентября 2024г. № 1
УТВЕРЖДЕНА
Директором МКДОУ Детский сад
№4 «Малыш» г.п. Терек
________________ М.А. Цирховой
Приказ от «12» сентября № 56-ОД
СОГЛАСОВАНА
Заседанием Совета родителей
Протокол от «12» сентября 2024 г. № 1
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«ВОСПИТАТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ»
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно
возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и
профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.
Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же
ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники
и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них
столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и
профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к
трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию
отличается напряженностью, важностью для его личностного и
профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли
новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере
дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, заместитель
директора по учебно-воспитательной работе осознаѐт тот факт, что
достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении
дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для
эффективной
организации
воспитательно-образовательного
процесса
необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания
необходимости сопровождения профессионально-личностного развития
молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов
происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного
творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом –
воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех
лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они
испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании
психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный
процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и
формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную
педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи
с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению
профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих
стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной
системы
наставничества,
способной
оптимизировать
процесс
профессионального становления молодого педагога, сформировать у него
мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В
этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого
специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который
готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте,
повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности
педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной
организации.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы - оказание помощи молодым педагогам в повышении
квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении
передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей,
родителей.
Задачи:
1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку
молодых педагогов.
2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня
педагогов,овладение современными педагогическими технологиями.
3. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации
кповышению квалификационного уровня.
4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого
педагога.
Основные направления:
1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в
моделировании воспитательно-образовательного процесса.
2. Формирование навыка ведения педагогической документации.
3. Изучение
нормативных
актов
и
инструктивных
документов,
обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
4. Развитие профессиональной компетенции.
5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и
анализрезультатов работы наставничества.
Условия эффективности работы:
1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, еѐ форм и методов.
2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия
педагоганаставника и наставляемого молодого педагога.
3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
4. Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебнометодической информацией.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми
специалистами:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение
занятий, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы
наставников).
Деятельность наставника:
1-й этап – адаптационный.
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого
специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы
выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный).
Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации,
осуществляет
корректировку
профессиональных
умений
молодого
воспитателя,
помогает
выстроить
ему
собственную
программу
самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный.
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности
молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих
функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты:
для молодого специалиста:
- Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и
ориентацияна ценности саморазвития.
- Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами,
воспитанниками, родителями (законными представителями).
- Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодых
воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической
деятельности.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в
образовательном учреждении.
Принципы наставничества:
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель»
Сведения
О молодом специалисте
О педагоге - наставнике
Фамилия, имя,
отчество
Образование
Какое учебное
заведение окончил
Шобекова Фаина Мухамедовна
Абидова Евгения Ивановна
высшее
КБГУ, ПМНО, 30.06.2014г.
Химия, «Химик».
«Дошкольное образование.
Коррекционная педагогика»,
«Педагог дошкольного и
коррекционно-развивающего
образования»
молодой специалист – 0
высшее
КБГУ, ПМНО, 28.06.2005г.
Воспитатель детей дошкольного
возраста, учитель начальных
классов, «Дошкольное
образование», «Педагогика и
методика начального
образования»
18 лет
Педагогический
стаж
Место работы
МКДОУ Детский сад №4 «Малыш»
г.п. Терек
Должность
воспитатель
Учебная нагрузка
1ставка
Группа
Группа раннего развития
Квалификационная
не имеет
категория
МКДОУ Детский сад №4
«Малыш» г.п. Терек
воспитатель
1ставка
старшая
СЗД
Сведения
О молодом специалисте
О педагоге - наставнике
Фамилия, имя,
отчество
Образование
Какое учебное
заведение окончил
Нырова Кристина Юрьевна
Мальбахова Эмма Владимировна
среднее профессиональное
КБГУ, ПМНО, «Дошкольное
образование», «Воспитатель детей
дошкольного возраста»
высшее
КБГУ, ПМНО, 13.06.1996г.,
Учитель начальных классов,
Педагогика и методика
начального обучения
4 года
Педагогический
стаж
Место работы
молодой специалист – 0
МКДОУ Детский сад №4 «Малыш»
г.п. Терек
Должность
воспитатель
Учебная нагрузка
1ставка
Группа
Группа раннего развития
Квалификационная
не имеет
категория
МКДОУ Детский сад №4
«Малыш» г.п. Терек
воспитатель
1ставка
средняя младшая
СЗД
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель»
Сведения
О молодом специалисте
О педагоге - наставнике
Фамилия, имя,
отчество
Образование
Какое учебное
заведение окончил
Цирхова Оксана Мухамедовна
Гоова Алла Владимировна
высшее
г. Москва, НОУВПО, 06.06.2013г.,
Юрист, Юриспруденция.
высшее
НПУ им. 50-летия ВЛКСМ,
26.12.1987г., Воспитатель
детского сада
31 лет
Педагогический
стаж
Место работы
молодой специалист – 1
МКДОУ Детский сад №4 «Малыш»
г.п. Терек
Должность
воспитатель
Учебная нагрузка
1ставка
Группа
подготовительная группа
Квалификационная
не имеет
категория
При организации наставничества процесс
интересы трѐх субъектов взаимодействия:
МКДОУ Детский сад №4
«Малыш» г.п. Терек
воспитатель
1ставка
подготовительная группа
СЗД
наставничества
затрагивает
Субъекты взаимодействия
Содержание взаимодействия
Воспитатель – молодой
1.Создание условий для адаптации педагога наработе.
педагог
2.Знакомство с нормативными и локальнымиактами.
3.Обеспечение необходимыми методическими
материалами, литературой.
Молодой педагог –
1. Формирование авторитета педагога, уважения,
воспитанники – родители
интереса к нему у детей и родителей (законных
(законные представители)
представителей).
Молодой педагог –
1. Оказание поддержки со стороны коллег.
коллеги
Этапы реализации программы.
Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении
или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с
учетом потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации
программы:
1- й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и
полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его
умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и
реализует
программу
адаптации,
осуществляет
корректировку
профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему
собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный.
1-й этап. Адаптационный (Диагностический)
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого
педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого
педагога покритериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии,
педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в
группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые
педагоги условноделятся на три группы:
1. воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую
подготовку;
2.воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие
опытапрактической работы;
3.воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели
работы,определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели и формы работы:
Воспитатели, имеющие
Воспитатели с достаточной
недостаточную
теоретической
теоретическую и
подготовкой, но не имеющие
практическую подготовку опыта практической работы
Содержание и цели работы
Усвоение теоретического
Овладение навыками
материала, формирование
практической работы с
навыков практической
педагогами, родителями.
работы.
Воспитатели со слабо
развитой мотивацией труда
Повышение интереса и
Положительного
отношения к
педагогической
деятельности, помощь в
осознании своей
профессиональной
значимости, степени
ответственности за
воспитание и обучение
детей.
Формы работы
Консультации
Семинары-практикумы
Беседы
Изучение методической литературы
Взаимопосещения
Коллективные просмотры педпроцессов
Анализ педагогических ситуаций
Дискуссии
Круглые столы
Деловые игры
Убеждения, поощрения
беседы
Таким
образом,
разрабатывается
индивидуальный
план
профессионального становления молодого педагога на год. Результативность
и эффективность реализации индивидуального плана профессионального
становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не
реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный
план профессионального становления молодого педагога могут вноситься
изменения и дополнения.
1 этап. Основной (проектировочный).
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
- Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих
педагогов;
- Взаимоподдержка и взаимопомощь;
- Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами
воспитания и обучения детей;
- Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с
возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами
реализуемых программ;
- Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
- Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных
пособий, игрового и дидактического материала;
- Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности
начинающего педагога;
- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
2 этап. Контрольно-оценочный (Аналитический)
Задачи этапа: подведение
реализации этапов программы.
итогов
работы
и
анализ
эффективности
Содержание этапа:
- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
- Динамика профессионального роста молодого педагога;
- Рейтинг молодого педагога среди коллег;
- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
- Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
- Подведение итогов, выводы.
Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом.
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов,
используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа
реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня
профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.
Формы работы с молодыми педагогами
Организации - партнеры
Уровень образовательной
организации
1.Курсы повышения
квалификации.
2.Городские методические
объединения.
3.Семинары,
конференции, Фестивали.
4.Вебинары.
5.Конкурсы
профессионального
мастерства.
6.Общение, обмен опытом
В профессиональных
интернет-сообществах.
1.Диалог, беседа.
2.Индивидуальная, групповая
консультация.
3.Самоанализ собственной
деятельности.
4.Обучающие семинары.
5.Практикумы.
6.Анкетирование, опрос.
7.Мастер-класс педагога
наставника.
8.Взаимопосещения, открытые
просмотры.
9.Анализ педагогическихситуаций.
10.Диссеминация опыта.
11.Деловая игра.
12.Круглый стол.
13.Конкурс профессионального
мастерства.
Муниципальный и
региональный
уровень
Аттестация
План работы педагога-наставника на 2024-2025 учебный год
по планированию, организации и содержанию деятельности
индивидуальной работы с молодым специалистом
Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в
процессеадаптации и закрепления его в системе образования.
Задачи:
- создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
- создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для
выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической
помощи;
- обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том
числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания,
психологии общения с воспитанниками и их родителями;
- способствовать развитию потребности у молодого педагога к
самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
- Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
- Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков
молодогопедагога;
- Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в
вопросах педагогики и психологии;
- Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- Использование в работе инновационных педагогических технологий.
Планирование и
организация
работы
Работа с
документацией
Диагностика
проблем педагога
Организационные
вопросы. Изучение
программ, пособий.
Составление
рабочей программы
и календарно тематического
планирования.
Групповая
документация.
Собеседование
Изучение
нормативно –
правовой базы ДОО
(рабочая программа,
рабочая программа
воспитания,
учебный план, план
работы ДОО на
20242025 уч. год).
Контроль за
деятельностью
молодого
специалиста
август
Оформление
групповой
документации.
Оформление
календарно тематического
планирования.
Проверка
выполнения
программы.
Изучение
документации по
организации
образовательной
деятельности.
(Календарно тематический
план
(ежедневный),
перспективный
план, план
работы по
профилактике
правонарушений)
Формы и методы
работы с молодым
специалистом
Форма
отчетности
молодого
специалиста
Анкетирование:
Профессиональн
ыезатруднения.
Степень
комфортности
нахождения в
коллективе.
Практическое
занятие.
«Ведение
групповой
документации».
Оформление
рабочей
программы.
Оформление
групповой
документации.
Составление
календарно тематического
планирования
Помощь
молодому
педагогу в
проведении
диагностическог
о обследования
детей
Мониторинг
детского
развития.
Карта
развития,
мониторинга
детей
Консультация по
самообразованию
. Беседа
«Конфликтные
ситуации между
детьми и
способы их
устранения».
Обсуждение
конкретных
Составление
плана по
самообразова
н ию.
Запись на
курсы
повышения
квалификаци
и
сентябрь
Организация
оценки
индивидуального
развития детей.
Изучение
документация по
организации
образовательной
деятельности.
(Карты развития,
мониторинга
детей).
Создание
диагностических
(проблемных)
ситуаций.
октябрь
Профессиональн
ый рост педагога.
Изучение
правовых
документов:
Закон РФ об
образовании;
ФГОС ДО.
Должностная
инструкция
воспитателя.
Педагогическое
самообразование
: выбор темы,
постановка целей
и задач, подбор
литературы по
теме
самообразования
Курсы
повышения
Виды и
организация
режимных
моментов в ДОО.
Изучение
документация по
организации
образовательной
деятельности
(табель
посещаемости,
утренний
фильтр).
Составление
сетки
организации
образовательной
деятельности.
Изучение
правовых
документов:
Закон РФ об
образовании;
ФГОС ДО.
Организация
работы с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников.
Изучение
правовых
документов:
Семейный кодекс
РФ.
Документация по
организации
образовательной
деятельности
(план работы с
родителями,
протоколы
родительских
собраний).
квалификации,
вебинары,
конференции,
семинары,
дистанционные
конкурсы.
ноябрь
Посещение
наставником
режимных
моментов в
утренний отрезок
времени.
Организация
утреннего
приѐма
детей (общение с
детьми и
родителями,
индивидуальная
работа и игровая
деятельность)
Ответы на
вопросы
молодого
педагога.
декабрь
Посещение
образовательной
деятельности
молодого
воспитателя с
целью выявления
затруднений,
оказания
методической
помощи.
январь
Организация
совместных
занятий, досугов
сродителями
«Новогодние
каникулы».
февраль
примеров. Поиск
компромиссов и
путей выхода из
различных
ситуаций между
детьми
Мастер – класс
Методически
«Виды и
е
организация
рекомендаци
режимных
и по
моментов в
организации
ДОО». Просмотр
и
молодым
проведению
педагогом
режимных
режимных
моментов.
моментов. Показ
режимных
моментов в
игровой форме.
Проверить ведение
документации в
группе.
Взаимопосещени
е
образовательной
деятельности.
Консультация
«Организация
образовательной
деятельности».
Самоанализ
образователь
но й
деятельности
Помощь
молодому
педагогу в
формировании у
родителей
практических
навыков
воспитания.
Родительская
гостиная: «Чем и
как занять
ребенкадома».
Взаимопосещени
еродительского
собрания.
Ведение
документаци
и
Организация
Изучение
Просмотр
Беседа. Проектная
проектно технологии
наставником
деятельность в
исследовательской исследовательской
опытноДОО как средство
деятельности
деятельности
экспериментальной взаимодействия
воспитанников.
Савенкова А.И.
деятельности во
педагогов ДОО,
второй половине детей и родителей.
дня.
Давать детям
возможность
проводить
эксперименты
самостоятельно.
Обобщать
полученные
действия путем
результата.
март
Инновационные
Изучение
Анализ
Мастер-класс.
технологии и
технологии
электронного
Показ
процессы в
социализации
портфолио
наставником
обучении.
детей
наставника.
мероприятия
Использование
дошкольного
Ознакомление с
«Рефлексивный
ИКТ технологий.
возраста»
требованиями и
круг».
Гришаева Н.П.
вариантами
Проверить
оформления
ведение
профессионально
документации в
го
группе.
портфолио.
апрель
Организация
Изучение
Обсуждение
Консультация по
развивающей
санитарные
(принципы
организации
предметноправила СП
построения,
предметнопространственно
2.4.3648-20
наличие
развивающей
й среды в группе.
«Санитарно игровых зон, их
средыв группе.
эпидемиологичес
оснащение,
кие требования к
смена
организациям
материала).
воспитания и
Организация
обучения, отдыха самостоятельной
и
деятельности
оздоровления
детей.
детей и
молодежи»
май
Проведение
мониторинга
освоения
образовательной
программы
воспитанниками.
Итоги работы
молодого
специалиста по
Знакомство с
правилами
проведения
педагогической
диагностики, с
диагностическим
инструментарием
способами
фиксирования
Помощь в
проведении
мониторинга.
Оказание
помощи в
составлении
анализа
воспитательной
работы за год.
Заполнение
индивидуальных
образовательных
маршрутов.
Помощь
молодому
педагогу в
составлении
планаработы на
Самоанализ,
устранение
замечаний по
факту
просмотра
Заполнение
документаци
и
Создание в
группе РППС
Отчет о
результатах
наставническ
ой работы,
собеседовани
епо итогам за
год.
Самоанализ,
устранение
самообразованию
за год.
данных, с
методами анализа
и обобщения
полученных
данных.
Оформление и
заполнение
отчетной
документации.
Подведение
итоговработы за
год.
Анкетирование.
Оценка
собственного
квалификационн
ого уровня
молодым
педагогом и
педагогом
наставником.
летний период.
Советы по
организации
планирования и
работы в летний
период.
замечаний
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что для повышения
эффективности работы смолодыми педагогами необходимы:
- Обоснованный выбор системы методической работы на основе
аналитической деятельности;
- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета
творческойактивности и информационных потребностей педагога;
- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и
методовметодической работы;
- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- Оценка педагогического труда по результатам;
- Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном
пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления,
умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный
процесс, раскроется творческий потенциал.