ФГОС ОВЗ ДОУ

Приложение 1
«ФГОС дошкольного образования
– детям с ограниченными возможностями здоровья»
В данное время происходит переосмысление и продуманность
содержания
коррекционной
работы
в
соответствии
с новыми
утвержденными Федеральными Государственными Образовательными
Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают
образовательные потребности и особенности детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
С введением инклюзивного образования в России, в группах детского
сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями
здоровья. Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ (80%) не
подходит общая образовательная программа детского сада, воспитатели и
специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре,
изо - руководители) сталкиваются с множеством проблем в организации
образовательного и воспитательного процесса.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В
связи с этим, для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ в
дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться
соответствующие адаптированные основные образовательные программы
(отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей.
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования установлено: «Содержание коррекционной
работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если
планируется ее освоение с детьми с ограниченными возможностями
здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей,
использование специальных образовательных программ и методов,
специальных методических пособий и дидактических материалов,

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и
осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.
Основной документ, который содержит гигиенические требования к
организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические
правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций, утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа –
30.07.2013), в которых говорится: «Образовательная организация должна
создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей
– инвалидов в случае их пребывания в учреждении…». Нормы СанПиН
2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо
от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую
встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в
общении со сверстниками:
-отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
-темп выполнения заданий очень низкий;
-нуждаются в постоянной помощи взрослого;
-низкий уровень развития свойств внимания, мышления;
-трудности в понимании инструкции;
-инфантилизм;
-нарушения координации движений;
-низкая самооценка;
-повышенная тревожность;
-высокий уровень психомышечного напряжения.
-низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
Главная задача педагогов, при работе с такими детьми, это не высокие
достижения в усвоении образовательной программы ДОУ, а адаптация детей
с ОВЗ к социуму.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть
направлены на:
-обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной
помощи в освоении Программы;
-освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной
адаптации.

С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями должна
вестись тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму
действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение »
Функционирование системы включает ряд этапов.
1этап. Сбор сведений о ребенке.
Для того чтобы составить «Рабочую программу ребенка с особыми
образовательными
потребностями»
необходимо
его
комплексное
обследование, которое дает возможность получить данные о характере и
динамике нарушений зрительных функций, психофизического развития, о
личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья, социального
благополучия, уровня знаний, умений и навыков. Это обследование проводят
медицинский работник, педагог - психолог, учитель-логопед, музыкальный
руководитель, инструктор
по физическому воспитанию, педагог
дополнительного
образования,
воспитатель
группы.
Результаты
обследования фиксируются в разработанных педагогами картах
обследования.
2этап. Анализ полученной информации о ребенке.
Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными
возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования
ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в
процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в
«Аналитической справке».
3этап. Определение образовательного маршрута.
На медико-психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист
докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения
определяется образовательный маршрут, подразделяющийся на три вида:
1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам,
реализуемым ДОУ на образовательных и коррекционных занятиях.
2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам,
реализуемым ДОУ, на
образовательных, коррекционных занятиях, в
индивидуальной работе.
3 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по
индивидуальной программе развития индивидуально с ребенком.
На мини совете составляется проект индивидуальной коррекционной
программы на ребенка, который обсуждается на медико-психологопедагогическом консилиуме.
Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:1.
1.Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения,

назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия,
имя воспитанника, год обучения), гриф утверждения руководителем,
согласование с родителями. При необходимости программа должна быть
согласована
с
председателем
психолого-медико-педагогического
консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который
является ответственным за реализацию индивидуальной программы. 2.
2.Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке:
возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей;
диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем
сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в
должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической
диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на
определенный временной промежуток. В пояснительной записке
указываются основные образовательные программы, на основе которых
разработана индивидуальная образовательная программа, а также
обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение
количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем,
изменение последовательности изучения тем и др.
3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри
содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем,
разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной
образовательной программы осуществляется путем перепланировки
количества часов в структурных единицах программы; изменения
последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых
тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной
программы.
4. Содержание программы.
Включает в себя три основных компонента или блока:
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание
образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые
результаты) с включением календарно-тематического планирования,
критериев оценивания достижений по образовательным областям и др.
Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную
программу включен индивидуальный учебный план.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления
коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. В
коррекционный блок входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда,
педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального
руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать
приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время
непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный
компонент
содержит
условия
взаимодействий
воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а
также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения
4.Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста выносятся в
приложение к программе.
4 этап. Реализация рабочей программы.
В коррекционно-педагогическую и лечебно-восстановительную работу
привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах
комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают
рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в
ДОУ и семье.
5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.
На МПпК педагоги, работающие с ребенком с особыми образовательными
потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с ребенком и
определяют дальнейшее развитие ребенка.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности
в обучении, и в их решении требуется индивидуально-дифференцированный
подход.
Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая
мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса:
ребенка, родителей, педагогов, специалистов, медицинских работников.
В детском саду должна быть организована специальная развивающая
среда, и в процесс воспитания включены современные инновационные
образовательные технологии, которые направлены на формирование у
дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в
контексте ФГОС дошкольного образования. В группах ДОУ и кабинетах
специалистов в развивающие зоны включены игры и пособия по системе
В.Воскобовича, которые помогают развивать зрительное восприятие,
ориентировку в пространстве, математические представления. Развивать
процесс познания и формировать когнетивные способности детей педагогам
помогают приобретенные и созданные своими руками пособия по
инновационной системе ТРИЗ.
Базовыми авторами при написании коррекционной программы ДОУ
останутся: Н.В.Нищева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и программа «От
рождения до школы» в новой редакции. Возможные трудности при
реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в
соответствии с ФГОС ДО безусловно возникнут, но педагогический
коллектив учреждения настроен оптимистически и приложит максимум
усилий, чтобы их преодолеть.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».