ДОП Финансовая азбука

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «МАЛЫШ»
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принято
на заседании Педагогического
совета
Протокол № 1 от «29» августа
2024г.

Утверждено
Приказом директора
МКДОУ Детский сад№4
«Малыш» г.п. Терек
от «29» августа 2024г. № 47-ОД
________________М.А. Цирхова

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Финансовая азбука»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся от 5 до 7 лет
Срок реализации: 1 год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор-составитель: Цирхова Оксана Мухамедовна – педагог дополнительного
образования.

г.п. Терек, 2024г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы «Финансовая азбука»
1.1. Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Методических рекомендаций для
педагогов дополнительного образования, которые содержат методику
реализации программы, направленной на изучение основ информатики.
Дополнительная общеразвивающая программа «Финансовая азбука»
предназначена для обучения финансовой грамотности, направленная на
социализацию обучающихся. Тематика занятий, включенных в программу,
позволяют сформировать у обучающихся умение самостоятельно
приобретать и применять знания, а также способствуют развитию творческих
способностей личности.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Вид программы: модифицированный.
Уровень программы: стартовый.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.Конвенция ООН о правах ребенка.
3.Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
4.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5.Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
7.Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».
8.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
9.Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
10.Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
2

11.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
12.Приказ
Минобразования
РФ
от
22.12.2014г.
№1601
«О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
13.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г.
№652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
14.Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
15.Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учѐтом их особых
образовательных потребностей»).
16.Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г.
№882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
17.Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
независимой
оценке
качества
образования
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность»).
18.Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей»).
19.Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации».
20.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального
сайта
образовательной
организации
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления
информации».
21.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об
образовании».
3

22.Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в
Кабардино-Балкарской Республике».
23.Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об
утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
24.Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
25.Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
разработке
и
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
«Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества
авторских дополнительных общеразвивающих программ»).
26.ПостановлениеглавыместнойадминистрацииТерскогомуниципального
района от 14.09.2020 г. № 586-п «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Терском
муниципальном районе»;
27.Устав МКДОУ Детский сад №4 «Малыш» г.п. Терек.
Актуальность
программы
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Финансовая азбука» заключается в том, что обучение основам финансовой
грамотности для дошкольников является актуальным, так как создает
условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами
финансовой грамотности поможет обучающимся применить полученные
знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Новизна программы заключается в заложении основ финансовой культуры
в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к
деньгам, совершенствования общения ребѐнка с взрослыми и сверстниками
при реализации интереса к материальным ценностям.
Отличительные особенности программы. Особенность данной программы
состоит в том - учить детей дошкольного возраста грамотно распоряжаться
деньгами. Каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы
всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к
своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим
деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая
свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных
детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои
деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег
большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, так же
как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного
4

финансиста.
Педагогическая целесообразность изучения программы «Финансовая
азбука» состоит в формировании полезных привычек в сфере финансовой
грамотности, начиная с раннего возраста. Программа поможет детям
избежать многих ошибок по мере их взросления и приобретения финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении жизни. Дополнительная общеразвивающая
программа «Финансовая азбука», рассчитана на обучающихся дошкольного
возраста. Содержание программы раскрывает процесс достижения
результатов обучения, по всем видам деятельности обучающихся: учебнопознавательная, учебно-поисковая, трудовая, творческая, коммуникативная.
Адресат программы: обучающиеся 5 до 7 лет.
Принимаются все желающие от 5 до 7 лет, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
Срок реализации: 1 год обучения -72ч.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, по 1 академическому
часу, продолжительность занятий 25-30 минут.
Наполняемость групп: 10-15 обучающихся.
Форма обучения: очная.
Формы занятий: индивидуальные, групповые.
Особенности организации образовательного процесса: традиционная
модель реализации программы. Последовательное освоение содержания в
течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Цель и задачи программы
Цель
программы:
формирование
личностного
компетентного
образовательного результата дополнительной общеразвивающей программы
«Финансовая азбука» у детей дошкольного возраста, посредством участия в
сюжетно-ролевых играх.
Основные задачи программы:
Личностные:
•
воспитание
ответственности и
нравственного поведения
в области финансовых отношений в семье;
•
воспитывать
уверенное поведение в
области
финансовых вопросов и операций.
Предметные:

формирование представлений о базовых терминах финансовой
грамотности;

формирование умения проводить элементарные финансовые
расчеты;

формирование умения рассчитывать доходы и расходы семьи,
составлять простой семейный бюджет.
Метапредметные:
5






формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных финансовых вопросов семьи;
развитие потребности совершенствоваться в вопросах финансовой
грамотности;
развитие основных когнитивных процессов обучающихся (мышления,
воображения, памяти, внимания);
развитие кругозора обучающихся.
Учебный план.

№ Название
п/п раздела,темы

Количество часов
Всего

Формы аттестации

Теория Практика

Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.
1
1
Установить контакт с
1.1. Вводное занятие.
детьми, выявить
элементарные
экономические знания.
Раздел 2. Что такое деньги и для чего они нужны? - 17 ч.
1
1
2.1. Что такое
Беседа.
деньги?
2.2. Что такое
деньги?

1

2.3. Как появились
деньги?
2.4. Как появились
деньги?
2.5. Какие деньги
были раньше в
России?
2.6. Какие деньги
были раньше в
России?
2.7. Современные
деньги России
и других стран.
2.8. Современные
деньги России
и других стран.
2.9. Рассмотрим
деньги поближе.

1

1

Обсуждение.

1

1
1

1

1

Мини-проекты.

Беседа.

1

1

1

Мини-проекты.
Беседа.

1

1

1

Интерактивная викторина.

1

Игровая постановка.

Демонстрация,
обсуждение.

1

6

2.10. Рассмотрим
деньги поближе.

1

2.11. Защита денег от
подделок.

1

2.12. Защита денег от
подделок.

1

1

Мини-проекты.

1

Просмотр учебнодемонстрационного
материала.
Практическое задание.

1

1
1
2.13. Учимся
Сюжетно-ролевые игры.
обращаться с
деньгами.
1
1
2.14. Учимся
Сюжетно-ролевые игры.
обращаться с
деньгами.
1
1
2.15. Учимся
Сюжетно-ролевые игры.
обращаться с
деньгами.
1
1
2.16. Что мы узнали о
Практическая работа,
деньгах?
интерактивная викторина.
1
1
2.17. Что мы узнали о
Практическая работа,
деньгах?
интерактивная викторина.
1
1
2.18. Что мы узнали о
Практическая работа,
деньгах?
интерактивная викторина.
Раздел 3. Что такое семейный бюджет? – 18 ч.
3.1. Откуда в семье
деньги?

1

Обсуждение.

3.2. Откуда в семье
деньги?

1

3.3. На что тратятся
деньги?

1

3.4. На что тратятся
деньги?

1

3.5. Как считать
доходы семьи?
3.6. Как считать
расходы семьи?
3.7. Как считать
доходы и
расходы семьи?

1

1

Беседа.

1

1

Беседа.

1
1

Инсценировка.
Беседа.

1
1

1

1

7

Интерактивная викторина.

Практическая работа.

3.8. Как с умом
управлять
своими
деньгами?
3.9. Как с умом
управлять
своими
деньгами?
3.10. Как с умом
управлять
своими
деньгами?
3.11. Учимся делать
сбережения.

1

3.12. Учимся делать
сбережения.
3.13. Учимся делать
сбережения.
3.14. Что мы узнали о
доходах и
расходах семьи?
3.15. Что мы узнали о
доходах семьи?
3.16. Что мы узнали о
расходах семьи?
3.17. Игра-занятие.

1

1

Мини-проекты.

1

1

Мини-проекты.

3.18. Игра-занятие

Беседа.

1

1

1

Сюжетно-ролевая игра,
мини-проект.

1

1

Сюжетно-ролевая игра,
мини-проект.

1

1

Обсуждение.

1

Обсуждение.

1

Сюжетно-ролевая игра,
мини-проект.
1
1
Сюжетно-ролевая игра,
мини-проект.
1
1
Сюжетная игра «Семейный
бюджет».
1
1
Сюжетная игра «Семейный
бюджет».
Раздел 4. Труд – продукт (товар) - 8 ч.
1

1

4.1. Товар и обмен.

1

1

Беседа.

4.2. У каждого
человека должно
быть интересное
дело.
4.3. Почему взрослые
все работают?

1

1

Обсуждение.

1

1

Индивидуальные
карточки с заданиями
различного типа.
8

4.4. Когда продукт
труда
превращается в
товар?
4.5. Ценность и
украшение
товара – его
качество.
4.6. Менеджер –
интересная
профессия.
4.7. Продолжаем
знакомить с
профессией
менеджер.
4.8. Сколько
заработал,
столько и
купил.
5.1. Банкноты.

1

Обсуждение.

1

1

1

Дидактическая игра.

1

1

Беседа.

1

1

Обсуждение.

1

1

Дидактическая игра.

Раздел 5. Деньги, цена (стоимость) – 11 ч.
1
1
Демонстрация.

5.2. Что такое цена?

1

5.3. Чем лучше
качество, тем
дороже вещь.
5.4. Откуда у людей
берутся деньги?

1
1

1

Индивидуальные карточки
с заданиями различного
типа.
Беседа.

5.5. Что было, когда
не было денег?

1

1

Интерактивная экскурсия.

5.6. Что такое
бюджет семьи?

1

1

Обсуждение.

5.7. Бюджет моей
семьи.

1

1

Практическое задание.

5.8. Экскурсия в
ближайший
магазин.
5.9. Меценаты.
Благотворительн
ая деятельность.

1

1

Экскурсия.

1

Обсуждение.

1
1

Обсуждение.

1

9

5.10. Деньги разных
стран

1

5.11. Деловая игра.

1

1

1

Просмотр
видеопрезентации и ее
обсуждение.
Индивидуальные
карточки с заданиями
различного типа.

Раздел 6. Реклама: желания и возможности – 8 ч.
6.1. Зачем нужна
реклама.

1

1

Обсуждение.

6.2. Какой бывает
реклама.

1

1

Обсуждение.

6.3. Где и кем
делается
реклама?
6.4. Уличная
реклама.

1

1

Беседа.

1

1

Экскурсия по улицам
города.

6.5. Работа с
рекламными
буклетами
детского
содержания.
6.6. «Если бы у меня
было
собственное
дело…»
6.7. Играем в
рекламу.

1

1

Практическая работа.

1

1

Индивидуальный проект.

1

1

Дидактическая игра конкурс.

6.8. Развлечение
«Ярмарка».

1

1

Инсценировка.

Раздел 7. Полезные навыки и привычки в быту – 9 ч.
1
1
7.1. Труд в жизни
Интерактивная экскурсия.
человека.
Путешествие на
космодром.
1
1
7.2. Путешествие в
Сюжетная игра.
сказочный лес.
7.3. Финансовая
грамотность от А

1

1
10

Деловая игра.

до Я.
7.4. Поле чудес.

1

1

Интерактивная игра.

7.5. Город мастеров.

1

1

Дидактическая игра.

7.6. Кто любит
трудиться, тому
без дела не
сидится.
7.7. Календарь года.

1

1

Индивидуальные карточки
с заданиями различного
типа.

1

1

Юные
7.8. бизнесмены.

1

1

Индивидуальные
карточки с заданиями
различного типа.
Настольная игра.

7.9. Аукцион.

1

1

Деловая игра.

ВСЕГО:

72 ч.

31 ч.

41 ч.

11

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. – 1ч.
Тема 1.1. Вводное занятие. – 1ч.
Теория: Установить контакт с детьми, выявить элементарные экономические знания.
Раздел 2. Что такое деньги и для чего они нужны? – 17 ч.
Тема 2.1: Что такое деньги? - 1 ч.
Теория: Что мы знаем о деньгах? Почему они так называются? Простые
операции с деньгами. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Тема 2.2: Что такое деньги? - 1 ч.
Практика: Создание кластера, «Какие бывают деньги?».
Тема 2.3: Как появились деньги? – 1 ч.
Теория: Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена.
Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства
драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их
удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных
государств. Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные
металлы.
Тема 2.4: Как появились деньги? – 1 ч.
Практика: Дидактическая игра «Деньги разных стран». Защита минипроектов
Тема 2.5: Какие деньги были раньше в России? – 1 ч.
Теория: Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов
«деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. «Меховые деньги».
Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын.
Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Тема 2.6: Какие деньги были раньше в России? – 1 ч.
Практика: Дидактическая игра «Что было раньше?». Защита минипроектов.
Тема 2.7: Современные деньги России и других стран. – 1ч.
Теория: Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах. Проведение безналичных расчѐтов. Функции банкоматов. Доллары.
Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат.
Пластиковая карта.
Тема 2.8: Современные деньги России и других стран. – 1ч.
Практика: Игровая постановка «Люди и современные деньги».
Тема 2.9: Рассмотрим деньги поближе. – 1ч.
Теория: Устройство монеты. Изобретение бумажных денег.
Современные монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орѐл». «Решка».
Тема 2.10: Рассмотрим деньги поближе. – 1ч.
Практика: Настольные игры с монетами. Защита мини-проектов.
Тема 2.11: Защита денег от подделок. – 1ч.
Теория: Способы защиты от подделок бумажных денег. Монеты.
Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
12

Тема 2.12: Защита денег от подделок. – 1ч.
Практика: Создание памятки «Как проверить подлинность денег?».
Тема 2.13: Учимся обращаться с деньгами. – 1 ч.
Практика: Учимся обращаться с реальными деньгами. Счет, обмен монет на
бумажные купюры. Ролевая игра «Супермаркет».
Тема 2.14: Учимся обращаться с деньгами? – 1 ч.
Практика: Учимся обращаться с реальными деньгами. Счет, обмен монет на
бумажные купюры. Ролевая игра «Магазин игрушек».
Тема 2.15: Учимся обращаться с деньгами? – 1 ч.
Практика: Учимся обращаться с реальными деньгами. Счет, обмен монет на
бумажные купюры. Ролевая игра «Магазин канцелярских принадлежностей».
Тема 2.16: Что мы узнали о деньгах? – 1 ч.
Практика: Викторина. Сюжетно-ролевые игры. Инсценировки.
Тема 2.17: Что мы узнали о деньгах? – 1 ч.
Практика: Викторина. Сюжетно-ролевые игры. Инсценировки
Тема 2.18: Что мы узнали о деньгах? – 1 ч.
Практика: Викторина. Сюжетно-ролевые игры. Инсценировки
Раздел 3. Что такое семейный бюджет? - 18 ч.
Тема 3.1: Откуда в семье деньги? – 1ч.
Теория: Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная
плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Тема 3.2: Откуда в семье деньги? – 1ч.
Практика: Инсценировка «Трое из Простоквашино и клад». Учимся считать
проценты.
Тема 3.3: На что тратятся деньги? – 1ч.
Теория: Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счѐт. Одежда. Обувь.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные
привычки. Хобби.
Тема 3.4: На что тратятся деньги? – 1ч.
Практика: Интерактивная викторина «Расходы».
Тема 3.5: Как считать доходы семьи?- 1 ч.
Теория: Доходы. Бюджет.
Тема 3.6: Как считать расходы семьи?- 1 ч.
Практика: Учимся считать расходы семьи.
Тема 3.7. Как считать доходы и расходы семьи? – 1 ч.
Практика: Учимся считать доходы и расходы семьи.
Тема 3.8: Как с умом управлять своими деньгами?- 1ч.
Теория: Как увеличить бюджет? Дополнительный заработок.
Тема 3.9: Как с умом управлять своими деньгами?- 1ч.
Практика: Сюжетно-ролевая игра, защита мини-проектов.
Тема 3.10: Как с умом управлять своими деньгами?- 1ч.
Практика: Сюжетно-ролевая игра, защита мини-проектов.
Тема 3.11.: Учимся делать сбережения. – 1 ч.
Теория: Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад.
13

Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Тема 3.12.: Учимся делать сбережения. – 1 ч.
Практика: Защита мини-проектов.
Тема 3.13.: Учимся делать сбережения. – 1 ч.
Практика: Защита мини-проектов.
Тема 3.14: Что мы узнали о доходах и расходах семьи? – 1 ч.
Теория: Профессии родителей. Учимся считать бюджет семьи.
Тема 3.15: Что мы узнали о доходах семьи? – 1 ч.
Практика: Викторина. Сюжетно-ролевые игры. Инсценировки.
Тема 3.16: Что мы узнали о расходах семьи? – 1 ч.
Практика: Викторина. Сюжетно-ролевые игры. Инсценировки.
Тема 3.17. Игра-занятие. – 1 ч.
Практика: Сюжетная игра «Семейный бюджет».
Тема 3.18. Игра-занятие. – 1 ч.
Практика: Сюжетная игра «Семейный бюджет».
Раздел 4. Труд – продукт (товар) - 8 ч.
Тема 4.1: Товар и обмен. – 1 ч.
Теория: Что такое «товар»? Необходимость обмена для удовлетворения
потребностей людей. Деньги, как универсальное средство обмена.
Тема 4.2. У каждого человека должно быть интересное дело. – 1ч.
Теория: Труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессии.
Профессиональные знания и умения.
Тема 4.3: Почему взрослые все работают? - 1ч.
Теория: Знакомство с профессиями: врач, продавец, повар, маляр,
бухгалтер, спасатель, швея. Что такое работа? Для чего родители ходят на
работу?
Тема 4.4: Когда продукт труда превращается в товар? – 1 ч.
Теория: Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность
товара?
Тема 4.5: Ценность и украшение товара – его качество. – 1 ч.
Практика: Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену,
зависимости между качеством товара и его ценой через игровые ситуации.
Тема 4.6: Менеджер – интересная профессия. – 1 ч.
Теория: Знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы
менеджера.
Тема 4.7: Продолжаем знакомить с профессией менеджер. – 1 ч.
Теория: Закрепить знания о профессии «менеджер». Воспитание интереса к
данной профессии, уважение к людям данной профессии.
Тема 4.8: Сколько заработал, столько и купил. – 1ч.
Практика: Формирование представления о роли качества в стоимости
товара через дидактическую игру.
Раздел 5. Деньги, цена (стоимость) – 11 ч.
Тема 5.1: Банкноты – 1ч.
Теория: Отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой,
между банкнотами разного достоинства.
14

Тема 5.2: Что такое цена? – 1ч.
Теория: От чего зависит цена товара? Всѐ ли можно купить?
Тема 5.3: Чем лучше качество, тем дороже вещь – 1 ч.
Практика: Демонстрация обучающимся товаров одного вида, но разного
качества, сравнение товаров.
Тема 5.4: Откуда у людей берутся деньги? – 1 ч.
Теория: Формирование представления о значении труда как средстве
зарабатывания денег.
Тема 5.5: Что было, когда не было денег? – 1 ч.
Теория: Знакомство с историей возникновения денег.
Тема 5.6: Что такое бюджет семьи? – 1ч.
Теория: Знакомство с понятием «бюджет семьи»: зарплата, пенсия,
стипендия, детское пособие.
Тема 5.7: Бюджет моей семьи. – 1 ч.
Практика: Выполнение заданий по теме «Бюджет семьи» в рабочих
тетрадях.
Тема 5.8: Экскурсия по пунктам торговли. – 1 ч.
Практика: Экскурсия в ближайший магазин.
Тема 5.9: Меценаты. Благотворительная деятельность. – 1 ч.
Теория: Знакомство с формами благотворительности, с экономическими
категориями: богатство, благотворительность, щедрость, меценатство.
Тема 5.10: Деньги разных стран. – 1ч.
Теория: Формирование знаний о возникновении металлических денег, о
валютах разных стран, воспитание интереса к истории других стран через
культурное понятие «деньги».
Тема 5.11: Деловая игра – 1 ч.
Практика: Деловая ига «Деньги».
Раздел 6. Реклама: желания и возможности – 8 ч.
Тема 6.1: Зачем нужна реклама. – 1 ч.
Теория: Формирование знаний о рекламе как средстве сообщения информации о
товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни.
Тема 6.2: Какой бывает реклама. – 1 ч.
Теория: Расширение представления о рекламе как информации, содержащей
привлекательное сообщение для покупателей.
Тема 6.3: Где и кем делается реклама? – 1 ч.
Теория: Знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей,
изготавливающих рекламу, «рекламное агентство».
Тема 6.4: Уличная реклама. – 1 ч.
Теория: Закрепление знаний о том, что реклама бывает разной: печатная,
телевизионная, уличная.
15

Тема 6.5: Работа с рекламными буклетами детского содержания. – 1 ч.
Практика: Составление рекламы самостоятельно, в виде рисунков, стихов.
Тема 6.6: «Если бы у меня было собственное дело…» - 1 ч.
Практика: Презентация проекта рекламы своего предприятия.
Тема 6.7: Играем в рекламу. – 1 ч.
Практика: Конкурс на лучшую рекламу.
Тема 6.8: Развлечение ярмарка. – 1 ч.
Практика: Сюжетно-ролевая игра по мотивам сказок.
Раздел 7. Полезные навыки и привычки в быту – 9 ч.
Тема 7.1: Труд в жизни человека. Путешествие на космодром.- 1 ч.
Теория: Труд, которому человек посвящает свою жизнь. Интерактивная экскурсия.
Тема 7.2: Путешествие в сказочный лес. – 1 ч.
Практика: Инсценировка сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Тема 7.3: Финансовая грамотность от А до Я. – 1 ч.
Практика: Деловая игра «Банк».
Тема 7.4: «Поле Чудес» - 1 ч.
Практика: Интерактивная игра «Поле Чудес» с использованием технологии «Круги
Луллия».
Тема 7.5: Город мастеров. – 1 ч.
Практика: Дидактическая игра «Где? Что? Почем?».
Тема 7.6: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. – 1 ч.
Практика: Практическая работа с индивидуальными карточками с заданиями
различного типа.
Тема 7.7: Календарь года. – 1 ч.
Практика: Практическая работа по теме «Труд людей в разное время года».
Тема 7.8: Юные бизнесмены. – 1 ч.
Практика: Настольная игра «Монополия».
Тема 7.9: Аукцион. – 1 ч.
Практика: Деловая игра «Знатоки финансовой грамотности».
Планируемые результаты:
В результате освоения данной общеразвивающей программы обучающиеся
достигнут следующих образовательных результатов:
Личностные:
У обучающихся будет/ будут:
•
сформированы навыки ответственности и нравственного поведения
в области финансовых отношений в семье;
•
сформированы навыки уверенного поведения в области финансовых
вопросов и операций.
Предметные:
16

У обучающихся будет/ будут:

сформированы представления о базовых терминах финансовой
грамотности;

сформированы умения проводить элементарные финансовые расчеты;

сформированы умения рассчитывать доходы и расходы семьи,
составлять простой семейный бюджет.
Метапредметные:
У обучающихся будет/ будут:

сформирован опыт применения полученных знаний и умений для
решения элементарных финансовых вопросов семьи;

развиты потребности совершенствоваться в вопросах финансовой
грамотности;

развиты основные когнитивные процессы обучающихся (мышления,
воображения, памяти, внимания);

развит кругозор обучающихся.

17

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень
программы)

Дата начала
обучения
по
программе

1 год
обучения
(стартовый)

1.09.2024г.

Дата
Количество
окончания учебных
обучения
недель
по
программе
31.05.2025г.
36

Количество
учебных
часов в год

72

Режим
занятия

2 раза в
неделю
по 1 часу

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (в соответствии с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2.4.3648-20,
Постановление от 28.09.2020 г. № 28). Предметно-развивающая среда
соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы.
На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена
санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими: среднее профессиональное или высшее образование,
соответствующее
профилю
преподаваемой
дисциплины,
опыт
дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения
квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение.
Наличие кабинета с мебелью для теоретических и практических занятий. А также
компьютера, калькуляторов, наглядных пособий, задачников и разработок деловых
игр, ролевых игр и практикумов по экономике, канцелярские принадлежности:
ножницы, блокноты, ватман, ручки, фломастеры, бумага формата А4.
Комплекс дидактических материалов:
- копилка с набором разных монет и банкнот – 15 шт.
- счеты – 15 шт.
- карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп
товаров – 5 шт.
- картинки с изображением людей разных профессий – 25 шт.
- картинки с изображением инструментов – 15 шт.
- макет банкноты с указанием номинала – 15 шт.
- «товары» для магазина: муляжи продуктов – 30 шт.
- «товары» для дома – 20 шт.
18

- изображение пластиковой карты- 5 шт.
- плакат с изображением пар товаров – 3 шт.
- плакат с изображением внутреннего устройства банка- 1 шт.
- игровой модуль «Банк»- 1 шт.
- макет банкомата – 1шт.
- игровой модуль «Магазин»- 1 шт.
- игровой модуль «Аптека» - 1 шт.
- игровой модуль «Салон красоты» -1 шт.
Формы аттестации и виды контроля:
Формы аттестации:
 анкеты;
 беседы;
 тесты;
 творческие задания;
 презентация творческих проектов.
Виды контроля:
- выходной;
- текущий;
- промежуточный;
- итоговый.
Оценочные материалы:

 тесты;
 творческие задания;
 карты (индивидуальные, диагностические);
Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и
результаты мониторинга находится в папке у педагога).
Критерии оценки результатов освоения программы
Максимальное количество баллов по заданию – 5 баллов. За каждый пункт
обучающийся может набрать по 1 баллу.
4-5 баллов - работа выполнена отлично;
3-4 баллов - работа выполнена аккуратно, но имеются 1-2 ошибки;
2-3 балла - представленная работа выполнена неправильно, допущены 3-4
ошибки.
Методическое и дидактическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение включают в себя:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
проектный.
19

Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое
обучение, дифференцированного обучения, коллективной творческой
деятельности.
Индивидуальное обучение — это форма работы на занятиях, которая
предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного
выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его
подготовкой и возможностями.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации
учебного сотрудничества детей, активное включение каждого обучающегося
в учебный процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что
не посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает
комфортное условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между
обучающимися.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса,
при котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с
учѐтом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих
качеств.
Коллективная творческая деятельность — это организация совместной
деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном
творчестве, планировании и анализе результатов.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом
занятии проводятся физкультминутки для глаз, ритмические паузы, с
музыкальным сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка
может успокоить, может привести в крайне возбужденное состояние, может
укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости,
улучшению обмена веществ, активнее идут восстановительные процессы, и
человек выздоравливает.
2. Индивидуальное дозирование объѐма сложности. В разновозрастной
группе надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка.
3. Мониторинг состояния содержания кабинета. Кабинет для занятий
оборудован столами и стульями по росту обучающихся и физическими
характеристиками, магнитной доской, ноутбуком и различными и
материалами, необходимыми для проведения занятий.
4. Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной
работы образовательной программы внесены: «Как организовать свой день?
Режим», «О пользе витаминов», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др.
5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Дошкольный возраст
особенно важен для формирования правильной осанки. Так как одинаковое
напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть
направлены на симметричное расслабление одних мышц и напряжение
других. Только так можно помочь организму в формировании правильной
осанки.
20

Специальные технологии: проектный подход, игры, информационнокоммуникативные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии.
Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, конкурс,
конференция, круглый стол, мастер- класс, наблюдение, открытое занятие,
практическое занятие, экскурсия.
Тематика и формы методических материалов: разработки занятий,
наглядные материалы, мультимедийное сопровождение.
Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные,
технологические карты, задания.
Алгоритм учебного занятия
I. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места. (2
минуты).
II. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 8 минут).
 Беседа или рассказ по теме занятия (3 минут).
 Использование мультимедийных средств (5 минут).
III. Физкультминутка (2 минуты)
IV. Практическая часть (8 минут).
V. Заключительная часть (2 минуты).

21

Список литературы для педагогов
1.Шатова, А.Д. Дошкольник и ... экономика //Обруч. – 2014 г. – №1.
2.Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у
ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные
образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2010.
3.А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в
экономику»
4.Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников»
5.Сасова И.А. «Экономика для младших школьников».
6.Шатова А.Д. «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.:
Вента- Графф, 2015 г.
7.Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.:
Ювента, 2003 г.
8.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.:
Педагогическое общество России, 2005 г.
9.Методические рекомендации по изучению курса «Приключения кота
Белобока,или экономика для малышей» / авт.-сост.С. В. Герасименко, Е. А.
Маркушевская и др. – Волгоград, 2014.
10.Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина.
– М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
11.Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А.
А. Смоленцева. – СПб., 2001.
12.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и
дидактические игры / авт.- сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
13. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
14.Панфилова, М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. –
Москва: ГНОМ и Д, 2001.
15.Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок. – М.: АРКТИ, 2006.
Список литературы для обучающихся.
1. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Экономика для малышей, или Как Миша

стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 2014 г.
2. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006 г.
3. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М.: Самовар, 2015г.
4. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых.
Издательство«East - West East-West», 2016 г.
22

5. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз,
6.
7.
8.

9.

2012 г.
Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д.
Шатова. – М.: Ювента, 2013 г.
Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. –
Ярославль: Академия развития, 2014 г.
Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для
малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 2016
г.
Большая книга загадок с картинками / [сост. Т. В. Скиба]. – Ростов н/Дону:
Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 384 с.

23

Интернет-источники
1.https://vashifinancy.ru/materials/komplekt-uchebno-metodicheskikh-materialovobrazovatelnogo-kursa/
2.http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-ekonomike.html
3.http://www.nsportal.ru/
4.http://www.poskladam.ru/
5.http://www.detsadmickeymouse.ru
6.http://www.maam.ru
7.http://www.indigo-mir.ru

24

Приложение 1.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «МАЛЫШ»
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»

Уровень программы: стартовый
Адресат: обучающиеся от 5 до 7 лет
Год обучения: 1- ый год обучения
Автор-составитель: Цирхова Оксана Мухамедовна - педагог дополнительного
образования.

г.п. Терек, 2024г.
25

Цель и задачи программы
Цель
программы:
формирование
личностного
компетентного
образовательного результата дополнительной общеразвивающей программы
«Финансовая азбука» у детей дошкольного возраста, посредством участия в
сюжетно-ролевых играх.
Задачи программы:
Личностные:
•
Воспитание ответственности и нравственного поведения в области
финансовых отношений в семье;
•
воспитывать уверенное поведение в области финансовых вопросов и
операций.
Предметные:

формирование представлений о базовых терминах финансовой
грамотности;

формирование умения проводить элементарные финансовые расчеты;

формирование умения рассчитывать доходы и расходы семьи,
составлять простой семейный бюджет.
Метапредметные:

формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных финансовых вопросов семьи;

развитие потребности совершенствоваться в вопросах финансовой
грамотности;

развитие основных когнитивных процессов обучающихся (мышления,
воображения, памяти, внимания);
Планируемые результаты:
В результате освоения данной общеразвивающей программы обучающиеся
достигнут следующих образовательных результатов:
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
•
сформированы навыки ответственности и нравственного поведения
в области финансовых отношений в семье;
•
сформированы навыки уверенного поведения в области финансовых
вопросов и операций.
Предметные:
У обучающихся будет/будут:

сформированы представления о базовых терминах финансовой
грамотности;

сформированы умения проводить элементарные финансовые
расчеты;

сформированы умения рассчитывать доходы и расходы семьи,
составлять простой семейный бюджет.
Метапредметные:
26

У обучающихся будет/будут:

сформирован опыт применения полученных знаний и умений для
решения элементарных финансовых вопросов семьи;

развиты потребности совершенствоваться в вопросах финансовой
грамотности;

развиты основные когнитивные процессы обучающихся (мышления,
воображения, памяти, внимания);

развит кругозор обучающихся.

27

№

1.1

Дата занятия Наименование
раздела, темы
по
по
плану факту
Вводное занятие

Календарно-тематический план
Кол- Содержание деятельности
во
теоретическая часть
часов занятия
Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.
1
Беседа

практическая
часть занятия

Форма аттестации
/ контроля

Входная
диагностика

Раздел 2. Что такое деньги и для чего они нужны? – 17 ч.
2.1.

Что такое деньги?

2.2.

Что такое деньги?

1

2.3.

Как появились
деньги?

1

1

Что мы знаем о деньгах?
Почему они так называются?
Простые операции с деньгами.
Монеты. Бумажные деньги.
Банкноты. Купюры.

Беседа.

Создание кластера
«Какие бывают
деньги?»
Появление обмена товарами.
Проблемы товарного обмена.
Появление первых денег –
товаров с высокой
ликвидностью. Свойства
драгоценных металлов
(ценность, прочность,
делимость) делают их
удобными товарными
деньгами. Появление монет.
Первые монеты разных
государств. Товар. Деньги.
Покупка. Продажа.

Интерактивная
викторина.
Обсуждение.

Ликвидность. Драгоценные
металлы.
Как появились
деньги?

1

1

2.5.

Какие деньги
были раньше в
России?

1

2.6.

Какие деньги
были раньше в
России?
Современные
деньги России и
других стран.

1

2.4.

2.7.

Дидактическая
игра «Деньги
разных стран».
Защита минипроектов .
Древнерусские
товарные деньги.
Происхождение слов
«деньги», «рубль»,
«копейка». Первые
русские монеты.
«Меховые деньги».
Куны. Первые
русские монеты.
Деньга. Копейка.
Гривна. Грош.
Алтын. Рубль.
Гривенник.
Полтинник.
Ассигнация.

Беседа.

Дидактическая
игра «Что было
раньше?». Защита
мини- проектов.
Современные деньги России.
Современные деньги мира.
Появление безналичных
денег. Безналичные деньги

Мини-проекты.

Мини-проекты.

Беседа.

как информация на
банковских счетах.
Проведение безналичных
расчѐтов. Функции
банкоматов. Доллары. Евро.
Банки. Наличные,
безналичные и электронные
деньги. Банкомат.
Пластиковая карта.
2.8.

Современные
деньги России и
других стран.

1

2.9.

Рассмотрим
деньги поближе.

1

2.10.

Рассмотрим
деньги поближе

1

2.11.

Защита денег от
подделок.

1

2.12.

Защита денег от

1

Игровая
постановка «Люди
и современные
деньги».
Устройство монеты.
Изобретение
бумажных денег.
Современные
монеты. Гурт. Аверс.
Реверс. «Орѐл»,
«Решка».

Способы защиты от
подделок бумажных
денег. Монеты.
Номинал. Банкнота.
Купюра. Фальшивые
деньги.
Фальшивомонетчики.

Игровая
постановка.
Демонстрация,
обсуждение.

Настольные игры с Мини-проекты.
монетами. Защита
мини-проектов.
Просмотр учебнодемонстрационного
материала.

Создание памятки

Практическое

подделок.

2.13.

Учимся
обращаться с
деньгами.

1

2.14.

Учимся
обращаться с
деньгами.

1

2.15.

Учимся
обращаться с
деньгами.

1

«Как проверить
подлинность
денег?».
Учимся
обращаться с
реальными
деньгами. Счет,
обмен монет на
бумажные
купюры. Ролевая
игра
«Супермаркет».

задание.

Учимся
обращаться с
реальными
деньгами. Счет,
обмен монет на
бумажные
купюры. Ролевая
игра «Магазин
игрушек».
Учимся
обращаться с
реальными
деньгами. Счет,
обмен монет на
бумажные
купюры. Ролевая
игра «Магазин
канцелярских
принадлежностей».

Сюжетно-ролевые
игры.

Сюжетно-ролевые
игры.

Сюжетно-ролевые
игры.

2.16.

Что мы узнали о
деньгах?

1

Викторина.
Сюжетно-ролевые
игры.
Инсценировки.

Практическая
работа,
интерактивная
викторина.

2.17.

Что мы узнали о
деньгах?

1

Викторина.
Сюжетно-ролевые
игры.
Инсценировки.

Практическая
работа,
интерактивная
викторина.

Что мы узнали о
деньгах?

1

Викторина.
Сюжетно-ролевые
игры.
Инсценировки.

Практическая
работа,
интерактивная
викторина.

3.1.

3.2.

3.3.

Раздел 3. Что такое семейный бюджет? - 18 ч.
Откуда в семье
1
Доходы. Клады. Лотерея.
деньги?
Наследство. Товары. Услуги.
Заработная плата. Профессия.
Сдельная зарплата. Почасовая
зарплата. Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество.
Аренда. Проценты по вкладам.
Кредиты.
Откуда в семье
1
Инсценировка
деньги?
«Трое из
Простоквашино и
клад». Учимся
считать проценты.
На что тратятся
1
Расходы. Продукты.

Обсуждение.

Инсценировка.

Беседа.

деньги?

Коммунальные
платежи. Счѐт.
Одежда. Обувь.
Образование.
Непредвиденные
расходы.
Сбережения. Долги.
Вредные привычки.
Хобби.

3.4.

На что тратятся
деньги?

1

3.5.

Как считать
доходы семьи?
Как считать
расходы семьи?

1

Доходы. Бюджет.

Беседа.

1

Расходы. Беседа.

Беседа.

Как считать
доходы и расходы
семьи?
Как с умом
управлять своими
деньгами?

1

Доходы и расходы.
Беседа.

1

Как увеличить
бюджет?
Дополнительный
заработок.

3.9.

Как с умом
управлять своими
деньгами?

1

3.10.

Как с умом
управлять своими
деньгами?

3.6.

3.7.

3.8.

Интерактивная
викторина
«Расходы».

Учимся считать
доходы и расходы
семьи.

Интерактивная
викторина.

Практическая
работа

Сюжетно-ролевая Сюжетно-ролевая
игра, защита мини- игра, мини-проект.
проектов.
Сюжетно-ролевая Сюжетно-ролевая
игра, защита мини- игра, мини-проект.
проектов.

3.11.

Учимся делать
сбережения.

1

3.12.

Учимся делать
сбережения.
Учимся делать
сбережения.
Что мы узнали о
доходах и
расходах семьи?

1

3.15.

Что мы узнали о
доходах и
расходах семьи?

1

3.16.

Что мы узнали о
доходах и
расходах семьи?

3.17.

Игра-занятие

1

3.18.

Игра-занятие

1

4.1.

Раздел 4. Труд – продукт (товар) - 8 ч.
1
Товар и обмен.
Что такое «товар»?

3.13.
3.14.

Копилки.
Коллекционирование.
Банковский вклад.
Недвижимость.
Ценные бумаги.
Фондовый рынок.
Акции. Дивиденды.
Защита минипроектов.
Защита минипроектов.

1
1

Обсуждение.

Профессии
родителей. Учимся
считать бюджет
семьи.

Мини-проекты.
Мини-проекты.
Обсуждение.

Викторина.
Сюжетно-ролевые
игры.
Инсценировки.
Викторина.
Сюжетно-ролевые
игры.
Инсценировки.
Сюжетная игра
«Семейный
бюджет»
Сюжетная игра
«Семейный
бюджет»

Сюжетно-ролевая
игра, мини-проект.
Сюжетно-ролевая
игра, мини-проект.
Сюжетная игра
«Семейный
бюджет».
Сюжетная игра
«Семейный
бюджет».
Беседа.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

У каждого
человека должно
быть интересное
дело.

1

Почему взрослые
все работают?

1

Когда продукт
труда
превращается в
товар?
Ценность и
украшение товара
– его качество.

1

Менеджер –
интересная

1

Необходимость обмена для
удовлетворения потребностей
людей. Деньги, как
универсальное средство
обмена.
Труд, которому
человек посвящает
свою жизнь.
Профессии.
Профессиональные
знания и умения.
Знакомство с профессиями:
врач, продавец, повар, маляр,
бухгалтер, спасатель, швея.
Что такое работа? Для чего
родители ходят на работу?
Откуда берутся товары в
магазине? В чем состоит
полезность товара?

Обсуждение.

Индивидуальные
карточки с
заданиями
различного типа.
Обсуждение.

Формирование
понимания, что
каждый товар
имеет свою цену,
зависимости
между качеством
товара и его ценой
через игровые
ситуации.

1

Знакомство с профессией
менеджера, с содержанием

Дидактическая
игра.

Беседа.

4.7.

4.8.

5.1.

5.2.
5.3.

5.4.

профессия.
Продолжаем
знакомить с
профессией
менеджер.

1

работы менеджера.
Закрепить знания о профессии
«менеджер». Воспитание
интереса к данной профессии,
уважение к людям данной
профессии.

Сколько
1
заработал, столько
и купил.

Обсуждение.

Формирование
представления о
роли качества в
стоимости товара
через
дидактическую
игру.

Раздел 5. Деньги, цена (стоимость) – 11 ч.
1
Банкноты
Отличительные и сходные
признаки между монетой и
банкнотой, между банкнотами
разного достоинства.
Что такое цена?

1

Чем лучше
качество, тем
дороже вещь

1

Откуда у людей
берутся деньги?

1

Что было, когда не 1

Демонстрация.

От чего зависит цена товара?
Всѐ ли можно купить?

Обсуждение.
Демонстрация
обучающимся
товаров одного
вида, но разного
качества,
сравнение товаров.

Формирование представления
о значении труда как средстве
зарабатывания денег.
Знакомство с историей

Дидактическая
игра.

Индивидуальные
карточки с
заданиями
различного типа.
Беседа.
Интерактивная

было денег?
Что такое бюджет
семьи?

1

5.7.

Бюджет моей
семьи.

1

5.8.

Экскурсия по
пунктам торговли.

1

5.9.

Меценаты.
1
Благотворительная
деятельность.

5.5.
5.6.

5.10.

Деньги разных
стран.

1

Деловая игра.

1

возникновения денег.
Знакомство с понятием
«бюджет семьи»: зарплата,
пенсия, стипендия, детское
пособие.
Выполнение
заданий по теме
«Бюджет семьи» в
рабочих тетрадях.
Экскурсия в
ближайший
магазин.
Знакомство с формами
благотворительности, с
экономическими категориями:
богатство,
благотворительность,
щедрость, меценатство.
Формирование знаний о
возникновении металлических
денег, о валютах разных стран,
воспитание интереса к
истории других стран через
культурное понятие «деньги».

5.11.

6.1.

экскурсия.
Обсуждение.

Раздел 6. Реклама: желания и возможности – 8 ч.
Формирование знаний о рекламе
Зачем нужна
1
как средстве сообщения
реклама.

Практическое
задание.
Экскурсия.

Обсуждение.

Просмотр
видеопрезентации
и ее обсуждение.

Деловая ига
«Деньги».

Индивидуальные
карточки с
заданиями
различного типа.
Обсуждение.

информации о товарах,
продуктах, всего, что нужно
людям для их повседневной
жизни.

6.2.

Какой бывает
реклама.

6.3.

Где и кем делается 1
реклама?

1

Уличная реклама.

1

Работа с
рекламными
буклетами
детского
содержания.
«Если бы у меня
было собственное
дело…»

1

Играем в рекламу.

1

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.

1

Обсуждение.

Расширение представления о
рекламе как информации,
содержащей привлекательное
сообщение для покупателей.
Знакомство с понятием
«рекламоизготовители», с
профессиями людей,
изготавливающих рекламу,
«рекламное агентство».
Закрепление знаний о том, что
реклама бывает разной:
печатная, телевизионная,
уличная.

Беседа.

Экскурсия по
улицам города.
Составление
рекламы
самостоятельно, в
виде рисунков,
стихов.
Презентация
проекта рекламы
своего
предприятия.
Конкурс на
лучшую рекламу.

Практическая
работа.

Индивидуальный
проект.
Дидактическая
игра- конкурс.

6.8.

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

7.6.

7.7.

Развлечение
ярмарка.

1

Сюжетно-ролевая
игра по мотивам
сказок.

Раздел . Полезные навыки и привычки в быту – 9 ч.
Труд в жизни
1
Труд, которому человек
человека.
посвящает свою жизнь.
Путешествие на
Интерактивная экскурсия.
космодром.
Путешествие в
1
Инсценировка
сказочный лес.
сказки К.
Чуковского
«Муха-Цокотуха».
Финансовая
1
Деловая игра
грамотность от А
«Банк».
до Я.
«Поле Чудес»
1
Интерактивная
игра «Поле Чудес»
с использованием
технологии «Круги
Луллия».
Город мастеров.
1
Дидактическая
игра «Где? Что?
Почем?».
Кто любит
1
Практическая
трудиться, тому
работа с
без дела не
индивидуальными
сидится.
карточками с
заданиями
различного типа.
Календарь года.
1
Практическая

Инсценировка.

Интерактивная
экскурсия.
Сюжетная игра.

Деловая игра.
Интерактивная
игра.

Дидактическая
игра.
Индивидуальные
карточки с
заданиями
различного типа.
Индивидуальные

7.8.

Юные
бизнесмены.
Аукцион.

1
1

7.9.
ВСЕГО

72
ч.

работа по теме
«Труд людей в
разное время
года».
Настольная игра
«Монополия».
Деловая игра
«Знатоки
финансовой
грамотности».

карточки с
заданиями
различного типа.
Настольная игра.
Деловая игра.

Приложение 2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «МАЛЫШ»
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024 - 2025
УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»

Адресат: обучающиеся от 5 до 7 лет
Год обучения - 1-ый год обучения
Автор-составитель: Цирхова Оксана Мухамедовна - педагог дополнительного
образования.

г.п. Терек, 2024г.
41

Характеристика объединения «Финансовая азбука»
Деятельность объединения «Финансовая азбука» имеет социальногуманитарную направленность.
Количество обучающихся объединения «Финансовая азбука» составляет 30
человек.
Из них мальчиков – , девочек – .
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 5 до 7 лет
.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направления работы:
1. Гражданско-патриотическое;
2. Нравственное и духовное воспитание;
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
4. Интеллектуальное воспитание;
5. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание;
7. Правовое воспитание и культура безопасности;
Цель воспитания: создание условий, способствующих развитию
интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их
социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.
Задачи воспитания:
- вовлечение каждого обучающегося в воспитательный процесс;
- развитие у обучающихся самостоятельности, ответственности, инициативы
творчества;
- развитие физически здоровой личности;
- создание ситуации «успеха» для каждого обучающегося.
Планируемый результат работы:
- обучающиеся будут вовлечены в воспитательный процесс;
- у обучающихся будут развиты самостоятельность, ответственность,
инициатива творчества;
- обучающиеся будут физически развиты;
-для каждого обучающегося будут созданы ситуации «успеха»;

Работа с коллективом обучающихся:
Осуществляя работу с коллективом, педагог организует:
работу с коллективом, индивидуальную работу с обучающимися, работу с
родителями обучающихся или их законными представителями.
1. Инициирование, мотивация и поддержка участия детского объединения в
общеучрежденческих ключевых делах (оформление экрана соревнования,
портфолио обучающихся, награждение активных обучающихся по итогам
мероприятий и учебного года и др.);
2. Осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой
42

помощи детям в их подготовке, проведении и анализе мероприятия (подбор
необходимого материала, совместное составление инструкций, планов
работы, проектов и др.);
3. Поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение
(обучающиеся являются инициаторами различных мероприятий, педагог
направляет, корректирует и поддерживает);
4. Организация и проведение с обучающимися их родителями совместных
дел
различных
направленностей
(интеллектуально-познавательной,
гражданско-патриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
и др. направленности), позволяющих вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них
(семейные праздники, конкурсы, игры, соревнования, квесты и др.);
5.Установление и упрочение доверительных отношений с обучающимися
детского объединения (поддержка, помощь, собственный пример,
искренность, сочувствие и др.);
6.Развитие организаторских, лидерских качеств, умений и навыков
посредством профессиональных проб, социальных практик и мастерклассов.
Работа с родителями:
 формирование системы взаимодействия родителей с педагогом, для
создания условий свободного и творческого развития их эффективной
социализации и само понимании реализации своих возможностей,
 активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности;
 стимулирование, проявление в семьях здорового образа жизни,
 создание условий для проведения детей и подростков;
 педагогическая поддержка семьи; участие в мероприятиях.

43

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Направление
воспитательной
работы

Наименование
мероприятия

Срок
Ответственный
выполнения

1

Гражданскопатриотическое
воспитание

День открытых дверей
Сентябрь,
(на уровне объединения) ноябрь
Конкурсно – игровая
программа «Моя
Кабардино-Балкария»;
конкурсно-игровая
программа, посвящѐнная
Дню матери. Выставка
рисунков.
День народного единства
беседа.

Цирхова О.М.

2

Социокультурное и
медиакультурное
воспитание

Беседы с детьми,
родителями на
родительских собраниях
с целью привлечения
детей в кружки.
Конкурс рисунков на
асфальте «Мы рисуем

Цирхова О.М.

Сентябрь –
октябрь;
ФевральМарт

Планируемый
результат

Познакомить с работой
детского объединения.
Повысить
познавательную
активность у
обучающихся;
воспитание
уважительного
отношения к людям,
формирование
ценностных
представлений о
духовных ценностях
народов России.
Ознакомление
родителей с работой
объединения;
развитие творческих
способностей и
интереса;
приобщение детей к

3

4

5

6

мелом на асфальте!»;
выставка поделок и
рисунков, посвященная
Дню защитника
Отечества; конкурсно –
игровая программа
посвященная
«Международному
женскому дню».
Нравственное и
«Поздравительная
духовное
открытка»
воспитание
- день пожилых людей
- Праздник «Дары осени»
Участие в конкурсах
детского творчества.
Воспитание
Открытие творческой
положительного
мастерской «Деда
отношения к труду и Мороза». Выставка
творчеству
новогодних рисунков,
игрушек, открыток.
Новогодние утренники.
Правовое
Викторина по ПДД, с
воспитание и
целью выявления уровня
культура
знаний обучающихся.
безопасности
Познавательная игра
«Мы за здоровый образ
жизни».
Интеллектуальное
Конкурсно воспитание
познавательная игра
посвященная «Дню
космонавтики».

культурному наследию;
приобщение детей к
культурному наследию.

Октябрь

Цирхова О.М.

Развитие творческих
способностей.

Декабрь

Цирхова О.М.

Развитие творческих
способностей и
профессиональных
направлений
обучающихся.

Январь

Цирхова О.М.

Формирование
культуры здоровья,
безопасности
жизнедеятельности.

Апрель

Цирхова О.М.

Развитие интереса детей
к истории страны и
родного края.

7

Духовнонравственное и
патриотическое
развитие

Изготовление
поздравительных
открыток ко Дню
Победы.
Посещение памятных
мест.

Май

Цирхова О.М.

Формирование
патриотических чувств
у детей, любви к своей
Родине

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».