Материально-техническое обеспечение образовательной организации
В образовательном учреждении функционируют 7 групповых помещений, музыкальный и физкультурный залы, конференц-зал, кабинет педагога-психолога, медицинский кабинет, пищеблок, оснащенные в соответствии с требованиями ФГОС. Оборудование групповых помещений способствует сохранению здоровья всех участников образовательного процесса. На должном уровне оборудовано и рабочее место педагога. Каждая группа имеет отдельное помещение для игр и сна, все группы оснащены пособиями и игрушками соответственно возрасту. Созданы учебные зоны, уголки релаксации, природные уголки, зоны развития. Оформление детского сада направлено на развитие художественного вкуса и эстетическое воспитания детей. Коллектив МКДОУ уделяет большое внимание организации предметной среды и жизненного пространства с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы. Стратегия и тактика построения развивающей среды в МКДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Педагоги учитывают при построении предметной среды антропометрические, физиологические и психологические особенности детей. Организация предметно-развивающей среды в МКДОУ соответствует программам, удовлетворяет потребности детей, стимулирует их развитие. Все группы оснащены мебелью, соответствующей росту и возрасту детей, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям
Оборудованные учебные кабинеты
В
детском саду имеются методический кабинет, физкультурный зал, музыкальный зал,
кабинет психолога.
В холлах размещены познавательные центры: центр безопасности дорожного
движения; «Пожарная безопасность», «Антитеррористический уголок»,«Наше
творчество». Наглядность, размещённая в холлах, используется педагогами разных
групп в ходе проведения тематических недель, а также дети могут самостоятельно
или совместно с родителями ознакомиться с интересующей их информацией.
КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА
Оснащение:Нормативно-правовая
база, документация директора.
Виды деятельности:Индивидуальные
консультации, беседы с родителями, педагогическим,медицинским и обслуживающим
персоналом,социальными партнерами и поставщиками.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Оснащение: Библиотека для педагогов, документация по методической работе заместителя
директора по УВР, информационные стенды для педагогов, демонстрационный и
раздаточный материал для ведения образовательной деятельности по
познавательному, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и
речевому развитию, средства ИКТ, библиотека для детей, диагностический
материал, методическая литература.
Виды деятельности: Консультации, семинары, круглые столы,
педсоветы и иные мероприятия, направленные на повышение квалификации
педагогического состава.
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Оснащение: Материалы для детского творчества, дидактические пособия,
игрушки, конструкторы, пальчиковый и шагающий тетры, маски, игровой материал
для развития психических процессов, демонстрационный материал,
картотека консультаций и занятий с детьми и взрослыми
Виды деятельности: Индивидуальные и подгрупповые коррекционные и развивающие
занятия, личная терапия детей, консультации для родителей.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ
Оснащение: тренажеры, шведская стенка, маты,
массажные коврики, обручи, мягкие модули, мячи, скакалки, гимнастические палки.
Виды деятельности: Проведение
физкультурно-оздоровительной работы, НОД по физическому развитию, закаливающие
процедуры, физкультурные досуги.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ЗАЛ
Оснащение: Пианино, детские музыкальные
инструменты, кукольный театр, костюмы взрослые и детские, музыкальный
дидактический материал, музыкальный центр.
Виды деятельности: Музыкальная образовательная
деятельность, культурно-досуговая деятельность.
Объекты для проведения практических занятий
Для
полноценного осуществления образовательной деятельности в МКДОУ функционируют
объекты для проведения практических занятий:
Все
объекты для проведения практических занятий с воспитанниками по освоению ими основной
образовательной программы МКДОУ Детский сад №4 «Малыш и общеразвивающей
программой по ДО «Пирамидка», а также обеспечения разнообразной
двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым
оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью,
воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и
норм.
В группах детского сада организованы
специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной
деятельности детей.
Группы оснащены необходимым современным и
разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным
материалом, техническимисредствами обучения.
Предметно — пространственная организация
групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы
развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам,
материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал
(«заместители»), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное
оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей
его деятельностью, по желанию сменить ее.
Объекты
МКДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения
разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей
обеспечены средствами обучения и воспитания:
·
игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
·
спортивным оборудованием и инвентарем (мягкие модули, мячи, гимнастические маты
и другое физкультурное оборудование),
·
музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, бубны, колокольчики и др.),
·
учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
·
компьютерным оборудованием, (проекторы, экраны, ноутбук),
· аппаратно-программные и аудиовизуальные
средства (музыкальные центры, цифровые образовательные ресурсы, записанные на
диски, флэш-карты),
· печатными и иными материальными
объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с
воспитанниками (книги, энциклопедии, и др.).
Игровой материал для возрастных групп
подбирается с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа
игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.
Для
достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в
образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система
информационного обеспечения. Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры,
телевизоры, проекторы, являются мощными техническими средствами обучения,
средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов,
родителей и дошкольников. Для управления образовательным процессом и расширения
возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные
информационные ресурсы: сайт, электронная почта; имеются электронные картотеки
по определенным тематикам (музыка, изобразительная деятельность и др.).
Библиотека
Специально отведенного помещения для библиотеки в
учреждении нет.
Вся художественная, учебная и методическая литература, медиатека находится в методическом кабинете, в группах, в кабинетах специалистов.
Объекты спорта
Для
осуществления образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников
в ДОУ имеется физкультурный зал, прогулочные площадки для каждой группы с
физкультурно-игровым оборудованием для обучения детей элементам спортивных игр
и развития двигательной активности.
Средства обучения и воспитания
Средства
обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям
реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность
учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих
эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса
обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и
воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в
рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в
ходе реализации других областей.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской
деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие
художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению
развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью
активизации двигательной активности ребенка.
В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО и отвечает таким требованиям, как: содержательность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Оборудование
отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных «центров»
оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки,
материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы
доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам
выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагог
дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом
индивидуальных особенностей детей.
Условия питания обучающихся в учреждении
Условия охраны здоровья обучающихся
В учреждении строго соблюдаются
правила и меры безопасности жизни и здоровья детей. Здоровье детей в ДОУ не
должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, заведующая.
Существуют определенные правила охраны
жизни и здоровья детей. Так, систематически проводятся технические осмотры
помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не
должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу,
приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся
вне зоны досягаемости для детей. Для проведения деятельности, где используются
ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и
надзором воспитателя. Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в
порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы на участке засыпаны,
ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью
ребенка. Все игровые снаряды находятся в исправности.
Во время зимы здание и постройки
очищаются от снега, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере
необходимости, песком.
Охрана здоровья в ДОУ – задача очень
важная и ответственная.
Помещения, в которых находятся дети,
ежедневно убираются и проветриваются.
Воспитатели групп должны не только
обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы
здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных
задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья
детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры
здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым
образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на
сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни начинается
уже в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребёнка в
дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой
являются еженедельная организованная образовательная деятельность, совместная
деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями
воспитанников.
Основные компоненты здорового образа
жизни:
• Правильное питание.
• Рациональная двигательная активность
• Закаливание организма.
• Сохранение стабильного
психоэмоционального состояния.
При проведении режимных процессов
сотрудники МКДОУ придерживается следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение
всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
2. Тщательный гигиенический уход,
обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному
участию в режимных процессах.
4. Формирование культурно-гигиенических
навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе
выполнения режимных процессов.
6. Учёт потребностей детей,
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В детском возрасте особенно велика роль
питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические
особенности взрослого человека.
Именно поэтому от правильно
организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние
здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1. Обеспечение баланса.
2. Удовлетворение потребностей организма
в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3. Соблюдение режима питания.
Культура здоровья и культура движения –
два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.
Активная двигательная деятельность,
помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие,
обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Основными условиями формирования
двигательной культуры являются:
1. Воспитание у детей осознанного
отношения к выполнению двигательных действий.
2. Создание оптимальных условий для
каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры –
процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация
целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
Закаливание - еще один из компонентов
здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно
не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных
функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для
развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное
действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла,
атмосферного давления.
Планомерное сохранение и развитие
здоровья осуществляется по нескольким направлениям:
-Лечебно-профилактическое (профилактика
заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и
др.).
-Обеспечение психологической
безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных
моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и
интеллектуальных нагрузок).
-Оздоровительная направленность
воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация
образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе
ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление
свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону
ближайшего развития ребенка и т.п.).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из приоритетных направлений в
деятельности МКДОУ является информатизация образовательного процесса, которая
рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества
организации образовательного процесса, и администрирования посредством
применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). МКДОУ имеет доступ к
сети Интернет. Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с
Интернет-провайдером Кабардино-Балкарского филиала ПАО "Ростелеком"
со скоростью 30 Мбит/с.
Создан официальный сайт
образовательной организации, на котором размещается информация о дошкольном
учреждении и его основных направлениях деятельности: о мероприятиях, о развитии
учреждения и её традициях; об участниках образовательного процесса.
На официальном сайте МКДОУ
размещаются документы,по реализуемым образовательным программам, а также
методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для
обеспечения образовательного процесса.
С 1 сентября
2012 г. Вступил в силу федеральный закон РФ от 29.12.2010г. № 436 - ФЗ."О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию",
согласно которому содержание и художественное оформление информации,
предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны
соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей
данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно для детей –
одна из центральных задач, которую необходимо решить для России. Информационные
системы и информационно - телекоммуникационные сети доступны для педагогов и
работников ДОУ.
В МКДОУ
имеется доступ к сети Интернет по оптоволоконному каналу связи. К сети
подключены 3 компьютера МКДОУ. Использование электронных образовательных
ресурсов ведётся под руководством педагогов.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы
В образовательном учреждении нет о собственных электронных образовательных и информационных ресурсов.
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы
1. Maam.ru
– социальная сеть дошкольного образования
http://www.maam.ru/poleznaja-informacija/sait-dlja-vospitatelei.html
2. Всё
для детского сада. Консультации для воспитателей. www.moi-detsad.ru
3. Подшивка
за все года - Журнал "Дошкольное образование" dob.1september.ru
4. Журнал
"Дошкольное воспитание" http://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education
5. Справочник
старшего воспитателя дошкольного учреждения http://e.stvospitatel.ru
6. Работа
с родителями в детском саду (ДОУ) http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm
7. Наглядное
пособие для занятий в детском саду www.detsadd.narod.ru/index_9.html
8. Социально-педагогический
портал Дошкольники doshcolniki.ru
9. Детский
портал «Солнышко». Для детей, родителей, педагогов www.solnet.ee
10.
Детский сайт «Ребзики» - волшебные раскраски, детские пазлы rebzi.ru
11.
Каталог детских сайтов http://ladushki.info/catalog.htm
12.
Детский развлекательно-развивающий сайт Кошки-Мышки koshki-mishki.ru
13. ДЕТСАДКЛУБ.РУ. На сайте представлены конспекты занятий,
методические наработки, материалы работы с родителями, игры, стихи, мастер-классы. http://detsadclub.ru/
14. Теремок. Сайт для родителей и их детей. Здесь вы будите вместе учиться, играя в детские игры и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы http://www.teremoc.ru/
15. www.edu.ru - Информационный портал "Российское образование"